На финансовом рынке появился новый вид мошенничества. К специалистам по избавлению от долгов и исключению из черных списков добавились псевдоюристы, обещающие за комиссию вернуть страховку, уплаченную банку при оформлении кредита. В большинстве случаев они создают видимость бурной, но безрезультатной деятельности. Но есть и те, кто собирают персональные данные граждан в неблаговидных целях. В этой связи руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов считает, что ЦБ придется «побороться, чтобы порядок отказа от страховок был доступен и понятен, тогда проблема исчезнет».
Как пишет «Коммерсант», о появлении на рынке «расстрахователей», готовых избавить клиента банка от навязанной при оформлении кредита страховки, рассказали банкиры, страховщики и правозащитники. Эксперты, как пишет издание, связывают возникновение большого количества подобных компаний с шумихой вокруг кредитных страховок. Она поднялась из-за грядущего увеличения периода охлаждения, в течение которого можно расторгнуть договор страхования и вернуть деньги (сейчас он составляет пять дней) и возможного распространения его на договоры коллективного страхования (идею предложили страховщики и правозащитники и готов поддержать регулятор), а также из-за судебных побед заемщиков в спорах об отказах от навязанных страховок с банками.
Наглядными примерами могут служить «раздолжнители» и «разблокировщики», которые обещают исключение из черного списка отказников Центробанка и возврат средств с заблокированного счета.
Как пояснил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов, этих псевдоюристов можно условно разделить на три типа. «Первые — обычные юристы, которые за деньги обещают вернуть навязанную при получении кредита страховку, когда речь идет об индивидуальных договорах страхования с еще не истекшим периодом охлаждения», — отметил он.
Климов считает, что проблему представляют псевдоспециалисты, которые берутся за возврат страховки в любых, в том числе и безнадежных случаях, например по договорам коллективного страхования (сейчас законом такая возможность не предусмотрена).
По его словам, этих так называемых «расстрахователей» в свою очередь можно подразделить на две категории: относительно безобидных, тех, кто создает видимость деятельности, заваливая банки пустыми исками и запросами, но ничего не добивается в итоге, и тех, чья цель — получение персональных данных доверчивых клиентов в мошеннических целях.
Эксперты уверены, что отчасти победить «расстрахователей» могут силовики, если займутся проблемой. А Виктор Климов подчеркивает, что появление посредников — это яркое свидетельство наличия проблемы. По его словам, ЦБ придется «побороться, чтобы порядок отказа от страховок был доступен и понятен, тогда проблема исчезнет».