Ведущие — Алла Волохина и Александр Хабургаев.
Эксперт — руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заёмщиков» Виктор Владимирович Климов.
Виктор Климов: Когда ваш телефон оказывается у службы банка по взысканию долгов или иных коллекторов, то предшествовать этому могут следующие ситуации.
Ваш номер телефона в качестве контактного мог быть указан кем-то в договоре случайно или умышленно. В этом случае вы не являетесь поручителем, так как вашей подписи на то не требовалось, поэтому правовых оснований потребовать от вас суммы на погашение какого-то долга тоже нет.
По вашим документам мог кто-то взять кредит, а вы об этом не знали, что является мошеннической деятельностью. Допустим, кто-то у вас украл паспорт, нашёл копию или «скан» паспорта и взял кредит, а потом оказалось, что за вами числиться долг и коллекторы требуют от вас оплаты этого кредита.
Есть ещё одна разновидность мошенничества: вы купили в кредит телевизор (либо другую крупную бытовую технику) в точке продаж, но сотрудник банка оформил на вас в кредит большую сумму, чем это было нужно для покупки выбранного вами товара. Этот было сделано для того, чтобы этот сотрудник на себя любимого оформил ещё, например, кофеварку. Вы могли об этом даже просто ничего не знать.
Много бед происходит, когда человек не просматривает и плохо читает документы, которые подписывает.
Сотрудники колл-центров банков и коллекторских служб профессионально обучены тому, чтобы не принимать в расчёт ваши доказательства в своё оправдание. Они не будут слушать ваши рассказы о том, что вы кредит не брали и никакие документы не подписывали.
Если вы неправомерно стали объектом внимания коллекторской службы, необходимо официально обратиться в банк с претензией по поводу кредита, которого вы не брали. Для этого нужно подготовить документы, подтверждающие Вашу личность, а также все документы, которые вы имеете при себе, если являетесь клиентом данного банка. Важно не просто идти в банк и устно выяснять ситуацию с операционистом, который сразу же о вас забудет, а письменно подаватьпретензию в банк под роспись на вашем экземпляре, в которых вы укажите о тревожных звонках и прочих неправомерных действиях.
Коллектор, которому продан ваш кредит-займ, также становится кредитором по закону № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». С 1 января 2017 года к коллекторам предъявлены требования, которые они должны соблюдать. Гражданину РФ полезно помнить, что в отношении юридического лица — структуры, которой передан долг — он тоже может получить информацию.
Если кто-то по телефону (мобильному, стационарному), по почте, через соцсети и пр. угрожает жизни и здоровью вам или вашим близким, вы воспринимаете это угрозу. Если кто-то портит имущество и замазывает замки дёгтем или жвачкой, угрожает испортить имущество и распространяет сведения, порочащие вашу честь и достоинство — всё это наказуемые действие, являющиеся мелким или не мелким хулиганством. Гражданин имеет полное право обратиться в правоохранительные органы.
Если вам кто-то названивает, представившись коллектором, по 8 раз в день и невежливо себя ведёт, требуя погашения кредита, то его следует проверить через Федеральную службу судебных приставов РФ (ФССП). Если это легальный коллектор, который находится в реестре поднадзорном ФССП, то нужно обратиться в ФССП с жалобой на действия этого коллектора. В таком случае должностному лицу либо компании придётся оплатить серьёзный штраф. Ещё один путь — обратиться в правоохранительные органы с письменным заявлением. Далее — в Прокуратуру РФ<...>