Что таит реклама?

Дата публикации: 07.02.2018
Источник: incred.ru

Вскоре не только Федеральная антимонопольная служба (ФАС), но и Центробанк, будет давать оценку тому, насколько добросовестна та или иная финансовая реклама. С этого года, осуществляя поведенческий надзор, Банк России будет заниматься выявлением рекламы финансовых компаний и банков, содержащей признаки нарушений, с последующим уведомлением об этом ФАС. По мнению экспертов, если банки будут не только штрафовать (ФАС), но и регулярно направлять им рекомендации (ЦБ), это будет способствовать изменению ситуации с рекламой на финрынке. Но пока отсутствует описание порядка применения надзорной практики ЦБ в сфере рекламы.

С 2018 года рекламу компаний, за которыми надзирает ЦБ, будут отслеживать два ведомства — ЦБ и ФАС. Как сказали в Банке России, подписание соглашение о таком информобмене состоялось еще в прошлом году, в июне. Позже была осуществлена разработка и дополнительного регламента, благодаря которому Банк России может наладить оперативную передачу в ФАС информации о нарушениях, обнаруженных при поведенческом надзоре, и получение ответа о применении мер. Начало полноценной работы в рамках этого соглашения пришлось на этот год, когда Банк России начал практически реализовать поведенческий надзор, в рамках которого оценивается и взаимодействие финорганизаций с теми, кто потребляет финансовые услуги. По словам представителя пресс-службы регулятора, информирование потребителей об услугах и продуктах, в том числе с помощью рекламы — приоритетные направления надзорной деятельности. По словам заместителя главы ФАС Андрея Кашеварова, для нашего ведомства крайне важно плотно сотрудничать с ЦБ в первую очередь для согласованности действий обоих регуляторов, чтобы у нас было больше информации по выявленным нарушениям, чтобы подходы были идентичными.

По словам участников рынка, вплоть до настоящего времени штрафы, которые налагала ФАС за недостоверность рекламы, почти не отражались на деятельности банков: суммы для них были практически незаметными. Если нарушался закон «О рекламе», на кредитную организацию налагался штраф 300–800 тыс. руб. за рекламу, не соответствующую реальному положению дел, вводящую потребителей в заблуждение в части стоимости товара. Остальные финансовые игроки штрафовались на суммы в 100–500 тыс. руб. При этом, по словам директора департамента правового обеспечения ХКФ-банка Александра Гонтаренко, к примеру, при размещении банком на 50 билбордах недостоверной рекламы, ФАС признавала это как одно нарушение, требующее наложения одного — чаще минимального — штрафа.

При проведении Банком России своего мониторинга рынка и взаимодействии с его недобросовестными участниками, польза от надзорного механизм может стать куда более действенной, нежели штрафы. По мнению Гонтаренко, с ЦБ банки работают очень плотно, и потому одних только рекомендаций регулятора банку более чем хватит для приведения в соответствие закону своей рекламной деятельности.

По словам заместителя главы СРО «МиР» Андрея Паранича, для МФО штрафные санкции ФАС, как правило, представлены серьезными суммами, легальные игроки избегают нарушений законодательства. Но в целом, по мнению экспертов, микрофинансовый рынок «богат» другими проблемами, и в их решении мог бы помочь надзор ЦБ. По словам руководителя проекта «Общероссийского народного фронта» «За права заемщиков» Виктора Климова, тут главной проблемой является реклама, запускаемая нелегальными (не входящими в реестр) игроками. Если в райцентре на заборе вы увидите билборд МФО с очевидными нарушениями, то, скорее всего, эту рекламу запустил нелегальный кредитор. Поскольку ФАС работает с претензиями клиентов, а заемщики МФО практически не подают жалоб на рекламу, то она не попадает в поле зрения антимонопольного ведомства. А если мониторить ситуацию будет ЦБ, нелегальные игроки быстрее свернут свою деятельность.

Но каким именно будет порядок действий Банка России при выявлении нарушающей закон финансовой рекламы, пока не понятно. По словам исполнительного вице-президента АРБ Эльмана Мехтиева, пруденциальный надзор урегулирован и работает без сбоев, чего не сказать о поведенческом надзоре. Но, судя п опыту других стран, такой надзор может быть эффективен, только если он будет публичным.

Формирование заявки





Спасибо! Ваше
обращение принято

Ожидайте ответа специалиста