Эксперты ОНФ: Либерализация тарифов ОСАГО возможна лишь после решения накопившихся на этом рынке проблем

Дата публикации: 25.04.2018
Источник: fingazeta.ru

Безусловно, обязанность страховщиков заключать договоры ОСАГО онлайн в целом существенно улучшило ситуацию с доступностью полисов в регионах. Анализ показал, что за 2017 год российские автовладельцы заключили 38.2 млн договоров ОСАГО. Это несущественно превышает показатель предыдущего года, когда было заключено 38.1 млн договороы ОСАГО.

Больше половины договоров (51.8%) пришлось на 13 регионов, крупнейшие из которых — Москва и Московская область (8 млн договоров), Санкт-Петербург (1.8 млн) и Краснодарский край (1.6 млн).

Впрочем, как выяснили эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков», объем собранных страховых премий сократился на 5.1%, по сравнению с предыдущим годом и составил 222.1 млрд рублей, в то время как объем выплат, наоборот, вырос на 2% — до 175 млрд рублей.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя цена полиса составила 5.8 тысяч рублей, что на 4% ниже, чем в 2016 году. Эксперты отметили, что она снизилась впервые с 2004 года.

Средняя выплата по ОСАГО выросла на 10% — до 75.8 тысяч рублей.

Таким образом, исследование ОНФ показало, что дисбаланс в сегменте ОСАГО продолжил расти, соотношение совокупных выплат к премиям выросло до 78.8%, в то время как годом ранее этот показатель составлял 73%.

На топ-20 крупнейших страховщиков, составленный экспертами проекта ОНФ «За права заемщиков», приходится 91% объема премий (201.3 млрд рублей) и 92.5% всего объема произведенных выплат (161.9 млрд рублей). И здесь соотношение выплат к премиям составило 73.8%, что лучше среднерыночного уровня.

Вместе с тем, у двух компаний — «Росгосстраха» и «Армейца» — этот показатель оказался равен 183% и 152% соответственно. Такое существенное превышение выплат над премиями указывает на убыточность для них данного сегмента страхования.

Как отмечают эксперты Общероссийского народного фронта, в ряде регионов ОСАГО остается убыточным. И в списке проблемных в этом вопросе лидируют субъекты Северо-Кавказского федерального округа. Здесь выплаты превышают премии в два-три раза — в частности, в Карачаево-Черкесской Республике, Дагестане, Северной Осетии — Алании. Также в число убыточных попали и другие регионы-лидеры по числу заключенных договоров: Краснодарский край (выплаты превысили премии на 18%), Нижегородская область (на 35%), Ростовская область (на 26%).

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) отмечают, что негативное влияние на рынок оказывают недобросовестные посредники-автоюристы, ущерб от действий которых оценивался в 17 млрд рублей (оценка по итогам 11-ти месяцев 2017 года). С введением приоритета ремонта над денежными выплатами активность недобросовестных автоюристов в этих регионах, очевидно, остановить не удалось. А обязательные электронные продажи не позволяют теперь страховым компаниям выборочно сокращать число проданных полисов и присутствие в отдельных субъектах.

Однако, не все так плохо. По данным ЦБ РФ, по итогам прошлого года, в сравнении с предыдущим, на 70% снизилось число жалоб регулятору на отказы в заключении договоров ОСАГО в точках продаж, и навязывание дополнительных услуг (на 67%). Основные претензии связаны с применением коэффициента «бонус-малус» (КБМ), который дает скидку за безаварийную езду, а также с проблемами при заключении договора ОСАГО в режиме онлайн.

На основании этого, эксперты ОНФ сделали выводы: обязанность страховщиков заключать договоры ОСАГО онлайн существенно улучшило ситуацию с доступностью полисов в регионах. Однако экономика, близкая к границе рентабельности, привела к уходу с этого рынка нескольких участников («ВТБ Страхование», «Уралсиб» и других), а также введению процедуры финансового оздоровления в «Росгосстрахе» — крупнейшем участнике рынка. Это говорит о сохранении дисбаланса и, соответственно, о проблемности рынка ОСАГО. Это во-первых.

А во-вторых, — анализ показал, что баланс интересов, степень безопасности и комфорта потребителя отличаются от региона к региону. Значит, властям и правоохранительным органам субъектов России необходимо обратить внимание на существующую проблему. Ведь в конечном итоге недобросовестных автоюристов «кормит» потребитель через рост тарифов, а также попытки страховщиков экономить на выплатах.

И, наконец, третье: обсуждаемая рынком и регулятором либерализация тарифов ОСАГО в условиях плохой сбалансированности экономики этого продукта однозначно приведет к росту цен на полисы автогражданки. Высокое количество жалоб на применение КБМ — действующего сегодня инструмента обеспечения справедливости цены — и продолжающийся рост числа обращений подтверждают этот прогноз.

Попытка убедить общество в том, что большинство автовладельцев поддерживают либерализацию тарифов при помощи сомнительной социологии, мягко говоря, не очень состоятельна, говорят эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков». Безусловно, граждане считают справедливым, что нарушители и лихачи будут платить больше, а добросовестные, аккуратные автомобилисты — меньше. Но, похоже, что под словами «справедливые тарифы» опрошенные, и те, кто формулировал вопросы и выводы, понимают разные вещи.

«Свободное тарифообразование означает, что нерешенные проблемы рынок с легкостью переложит в проблемных регионах на потребителя, который вынужден будет за все платить, — говорит руководитель проекта ОНФ „За права заемщиков“ Виктор Климов. — Мы не против либерализации. Но проводить ее нужно не в тот момент, когда у рынка „не сходится“ экономика. Иначе это приведет к повышению цен, обоснованному недовольству граждан, что бы нам ни рассказывали услужливые социологи. Либерализация без потрясений возможна на сбалансированном рынке. Сначала нужно добиться баланса, обеспечить бесперебойную работу, конкуренцию и права потребителя, а потом отпускать цены».

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста