ОСАГО больше не будет?

Дата публикации: 09.06.2018
Источник: radiovesti.ru

Кто заплатит за водителя без полиса? Общественники предлагают возложить компенсацию убытков, если виновником аварии станет владелец машины, не имеющий договора ОСАГО, на страховые компании. Эта идея, с одной стороны, превращает полис ОСАГО в подобие полиса каско, а с другой — увеличит его цену. В то же время это должно избавить добросовестных водителей от продолжительных судебных тяжб. В плюсах и минусах предложения разбирался обозреватель «Вестей FM» Сергей Артемов.

Если у водителя есть ОСАГО, он не должен страдать от того, что попал в аварию, виновником которой стал другой водитель, не имеющий такого полиса. Такова общая суть идеи, озвученной членом центрального штаба Общероссийского народного фронта Виктором Климовым.

КЛИМОВ: Когда добросовестный водитель купил полис ОСАГО и попадает в ДТП с участием другого водителя, у которого полиса ОСАГО нет, тот нарушил закон и полис ОСАГО не купил или купил поддельный, и он виноват в случившейся аварии, получается, что добросовестный водитель оказывается в этой ситуации беззащитным.

Гражданский кодекс гласит: виновник обязан весь ущерб возместить. Но на практике длительные требования оплатить убытки — вплоть до суда с виновником — и порождают ту самую беззащитность, полагает Виктор Климов. И если государство ввело полис ОСАГО, то он и должен гарантировать сохранность имущества тем, кто заключил договор.

КЛИМОВ: Водитель добросовестный, купивший полис, он не виноват в том, что кто-то нарушил закон. За этим должно следить государство. Водитель, если он добросовестно исполнил свои обязательства по закону, наверное, имеет право рассчитывать на то, что и в отношении него эти обязательства будут соблюдены.

Строго юридически — добросовестный водитель, купив полис ОСАГО, всего лишь исполнил обязательства по передаче своей ответственности другому лицу, то есть страховой компании, за деньги. И обязательства компенсации, если он причинит убытки сам, компания выполнит. Больше ничего институт ОСАГО никому не гарантирует. Для остальных случаев есть страховка каско.

Предложение Виктора Климова, по сути, превращает ОСАГО в мини-каско, и купивший его водитель таким образом сможет не только защитить себя от выплат, если причинит ущерб, но и гарантированно получит деньги, если сам понесёт убытки.

Как это может работать? По мнению автора идеи, должна применяться аналогия с действующим прямым возмещением убытков при аварии.

КЛИМОВ: Когда гражданин обращается не в страховую компанию второго участника ДТП, не по его полису, а в свою страховую компанию за возмещением, а потом компании между собой разбираются. Чтобы здесь работал такой же механизм: если добросовестный гражданин купил полис, у второго — не оказалось, то его компания возмещает ущерб, а потом в судебном порядке взыскала с того водителя. Поскольку компании — гораздо сподручнее в этом смысле, у нее есть целый штат юристов. Компании, в общем, гораздо понятнее, как это сделать. Она юридически гораздо более подкована и имеет для этого все необходимые возможности.

Но среди этих возможностей, к сожалению, нет ни юридических, ни особенно финансовых, возражает руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

КНЯГИНИЧЕВ: Когда мы платим своему страхователю, если он — пострадавший, мы действуем по поручению страховой компании, которая страховала ответственность. В итоге все равно она платит за этот ущерб, мы просто технически своему клиенту выплачиваем и выставляем им в клиринг. Все равно компания виновника за это платит. Деньги из воздуха не берутся, и, чтобы заплатить, их нужно где-то взять.

И даже если допустить, что все водители без полиса будут сразу все убытки возвращать страховым компаниям по суду, продолжает Виталий Княгиничев, все равно это обернется для страховщиков новыми расходами.

КНЯГИНИЧЕВ: У нас есть статистика предъявления судебных исков физическим лицам. По этой статистике, возвращается 10, максимум 12% ущерба. 90% мы все равно не вернем. Эти деньги надо будет где-то взять. Сейчас в штате страховых компаний работают юристы точно в соответствии с расчетами — сколько на них приходится исков. Поскольку количество исков будет увеличиваться, юристов надо будет набирать. На что рассчитывает инициатор? Этих юристов нет, их надо будет нанять, надо потратить деньги.

А почему же водители ездят без полиса ОСАГО? Кто-то элементарно забывает его продлить, а для кого-то — и таких большинство — цена договора кажется высокой, у них просто нет денег. Чем они рискуют? Штрафом в 800 рублей — и то если попадутся инспектору. Но если государство фактически позволяет выезжать на дороги без полисов — может ли оно быть хотя бы соответчиком по искам страховых компаний к виновникам аварий в таком случае? Виктор Климов говорит, что ситуация постепенно меняется.

КЛИМОВ: Штрафовать за отсутствие полиса можно каждый день. И мы все прекрасно знаем, что сейчас тестируется система, которая по номерам проезжающих автомобилей сможет сличать, собственно, информацию — о том, что машина на дороге, вот она в пути, и есть ли у нее полис ОСАГО, зарегистрированный в базе данных РСА. И точно так же, как за превышение скорости, за это выписывают штраф в автоматическом режиме. В этом смысле государство движется.

Но до того момента, когда корзина таких штрафов что называется переполнится, пройдут минимум 2 месяца, замечает юрист юридической компании «Глазунов и Семенов» Иван Лосев.

ЛОСЕВ: Пока человек нарушает — ему будут приходить штрафы. Если человек не оплачивает эти штрафы, то у него есть 60 дней на оплату. Если он не укладывается в этот срок, тогда дело направляется судебным приставам для принудительного взыскания.

Вернемся к гипотезе, что у водителя-виновника нет денег. И здесь страховой компании, выбивающей свои деньги, придется толкаться локтями с судебными приставами, желающими сначала взыскать штрафы. И вообще, почему это должна делать страховая, вопрошает Виталий Княгиничев.

КНЯГИНИЧЕВ: Любую организацию можно назначить ответственной за это дело. Вот смотрите: кто у нас ремонтируют машины? Станции технического обслуживания. Пусть они пострадавшим ремонтируют машины, а потом выставляют в суд претензии к виновникам. Тут какая разница? Никакой разницы нет.

Если обязанность страховщиков платить за тех, кто полиса не имеет, будет введена, то цена договора ОСАГО для всех остальных вырастет примерно на 50%. Как следствие — еще большему количеству водителей он станет не по карману. И образуется заколдованный круг, который убьет весь институт ОСАГО. И есть один момент: кто бы ни возмещал ущерб — государство, страховые компании или те же (в шутку) станции техобслуживания — в итоге платить за нерадивых придется каждому гражданину — либо как клиенту компаний, либо как налогоплательщику. Значит назрели условия для обсуждения — как пресечь эту историю в корне. То есть до предела ужесточить наказание за появление на дороге без полиса ОСАГО.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста