Кто заплатит за водителя без полиса? Общественники предлагают возложить компенсацию убытков, если виновником аварии станет владелец машины, не имеющий договора ОСАГО, на страховые компании. Эта идея, с одной стороны, превращает полис ОСАГО в подобие полиса каско, а с другой — увеличит его цену. В то же время это должно избавить добросовестных водителей от продолжительных судебных тяжб. В плюсах и минусах предложения разбирался обозреватель «Вестей FM» Сергей Артемов.
Если у водителя есть ОСАГО, он не должен страдать от того, что попал в аварию, виновником которой стал другой водитель, не имеющий такого полиса. Такова общая суть идеи, озвученной членом центрального штаба Общероссийского народного фронта Виктором Климовым.
КЛИМОВ: Когда добросовестный водитель купил полис ОСАГО и попадает в ДТП с участием другого водителя, у которого полиса ОСАГО нет, тот нарушил закон и полис ОСАГО не купил или купил поддельный, и он виноват в случившейся аварии, получается, что добросовестный водитель оказывается в этой ситуации беззащитным.
Гражданский кодекс гласит: виновник обязан весь ущерб возместить. Но на практике длительные требования оплатить убытки — вплоть до суда с виновником — и порождают ту самую беззащитность, полагает Виктор Климов. И если государство ввело полис ОСАГО, то он и должен гарантировать сохранность имущества тем, кто заключил договор.
КЛИМОВ: Водитель добросовестный, купивший полис, он не виноват в том, что кто-то нарушил закон. За этим должно следить государство. Водитель, если он добросовестно исполнил свои обязательства по закону, наверное, имеет право рассчитывать на то, что и в отношении него эти обязательства будут соблюдены.
Строго юридически — добросовестный водитель, купив полис ОСАГО, всего лишь исполнил обязательства по передаче своей ответственности другому лицу, то есть страховой компании, за деньги. И обязательства компенсации, если он причинит убытки сам, компания выполнит. Больше ничего институт ОСАГО никому не гарантирует. Для остальных случаев есть страховка каско.
Предложение Виктора Климова, по сути, превращает ОСАГО в мини-каско, и купивший его водитель таким образом сможет не только защитить себя от выплат, если причинит ущерб, но и гарантированно получит деньги, если сам понесёт убытки.
Как это может работать? По мнению автора идеи, должна применяться аналогия с действующим прямым возмещением убытков при аварии.
КЛИМОВ: Когда гражданин обращается не в страховую компанию второго участника ДТП, не по его полису, а в свою страховую компанию за возмещением, а потом компании между собой разбираются. Чтобы здесь работал такой же механизм: если добросовестный гражданин купил полис, у второго — не оказалось, то его компания возмещает ущерб, а потом в судебном порядке взыскала с того водителя. Поскольку компании — гораздо сподручнее в этом смысле, у нее есть целый штат юристов. Компании, в общем, гораздо понятнее, как это сделать. Она юридически гораздо более подкована и имеет для этого все необходимые возможности.
Но среди этих возможностей, к сожалению, нет ни юридических, ни особенно финансовых, возражает руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
КНЯГИНИЧЕВ: Когда мы платим своему страхователю, если он — пострадавший, мы действуем по поручению страховой компании, которая страховала ответственность. В итоге все равно она платит за этот ущерб, мы просто технически своему клиенту выплачиваем и выставляем им в клиринг. Все равно компания виновника за это платит. Деньги из воздуха не берутся, и, чтобы заплатить, их нужно где-то взять.
И даже если допустить, что все водители без полиса будут сразу все убытки возвращать страховым компаниям по суду, продолжает Виталий Княгиничев, все равно это обернется для страховщиков новыми расходами.
КНЯГИНИЧЕВ: У нас есть статистика предъявления судебных исков физическим лицам. По этой статистике, возвращается 10, максимум 12% ущерба. 90% мы все равно не вернем. Эти деньги надо будет где-то взять. Сейчас в штате страховых компаний работают юристы точно в соответствии с расчетами — сколько на них приходится исков. Поскольку количество исков будет увеличиваться, юристов надо будет набирать. На что рассчитывает инициатор? Этих юристов нет, их надо будет нанять, надо потратить деньги.
А почему же водители ездят без полиса ОСАГО? Кто-то элементарно забывает его продлить, а для кого-то — и таких большинство — цена договора кажется высокой, у них просто нет денег. Чем они рискуют? Штрафом в 800 рублей — и то если попадутся инспектору. Но если государство фактически позволяет выезжать на дороги без полисов — может ли оно быть хотя бы соответчиком по искам страховых компаний к виновникам аварий в таком случае? Виктор Климов говорит, что ситуация постепенно меняется.
КЛИМОВ: Штрафовать за отсутствие полиса можно каждый день. И мы все прекрасно знаем, что сейчас тестируется система, которая по номерам проезжающих автомобилей сможет сличать, собственно, информацию — о том, что машина на дороге, вот она в пути, и есть ли у нее полис ОСАГО, зарегистрированный в базе данных РСА. И точно так же, как за превышение скорости, за это выписывают штраф в автоматическом режиме. В этом смысле государство движется.
Но до того момента, когда корзина таких штрафов что называется переполнится, пройдут минимум 2 месяца, замечает юрист юридической компании «Глазунов и Семенов» Иван Лосев.
ЛОСЕВ: Пока человек нарушает — ему будут приходить штрафы. Если человек не оплачивает эти штрафы, то у него есть 60 дней на оплату. Если он не укладывается в этот срок, тогда дело направляется судебным приставам для принудительного взыскания.
Вернемся к гипотезе, что у водителя-виновника нет денег. И здесь страховой компании, выбивающей свои деньги, придется толкаться локтями с судебными приставами, желающими сначала взыскать штрафы. И вообще, почему это должна делать страховая, вопрошает Виталий Княгиничев.
КНЯГИНИЧЕВ: Любую организацию можно назначить ответственной за это дело. Вот смотрите: кто у нас ремонтируют машины? Станции технического обслуживания. Пусть они пострадавшим ремонтируют машины, а потом выставляют в суд претензии к виновникам. Тут какая разница? Никакой разницы нет.
Если обязанность страховщиков платить за тех, кто полиса не имеет, будет введена, то цена договора ОСАГО для всех остальных вырастет примерно на 50%. Как следствие — еще большему количеству водителей он станет не по карману. И образуется заколдованный круг, который убьет весь институт ОСАГО. И есть один момент: кто бы ни возмещал ущерб — государство, страховые компании или те же (в шутку) станции техобслуживания — в итоге платить за нерадивых придется каждому гражданину — либо как клиенту компаний, либо как налогоплательщику. Значит назрели условия для обсуждения — как пресечь эту историю в корне. То есть до предела ужесточить наказание за появление на дороге без полиса ОСАГО.