Активисты Общероссийского народного фронта в Ивановской области в рамках проекта «За права заемщиков» провели ежегодный мониторинг рынка услуг автострахования гражданской ответственности в областном центре, как в точках продаж, так и в электронном виде на сайтах страховщиков. В опросе приняли участие автолюбители, мотоциклисты, представители автопарков Иваново.
В ходе мониторинга общественники выяснили, что 17,5% опрошенных сталкивались с проблемами при заключении договоров ОСАГО в этом году. Так, потребители были недовольны навязыванием дополнительных услуг со стороны страховых компаний. Компании предлагали клиентам пройти платный техосмотр у страховщика, включали в стоимость дополнительное страхование жизни, здоровья или имущества. С проблемами при заключении договоров по причине отсутствия бланков полисов столкнулись 2,5% респондентов.
С 1 января 2017 г. вступили в силу поправки в федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40 об ОСАГО. В соответствии с поправками страховщики обязаны дать возможность гражданам осуществлять электронную регистрацию страховых полисов, так называемое е-ОСАГО. Несмотря на то, что в теории каждая страховая компания выполнила требования, на практике часто встречаются проблемы.
Активисты ОНФ протестировали работу электронного страхования крупных страховщиков на территории Иваново и выявили следующие проблемы: невозможность купить электронный полис из-за ошибки, которая всплывает на сайте, проверка документов занимает более 30 минут. На некоторых сайтах сообщается, что по техническим причинам данная услуга не работает. В итоге из шести ведущих страховщиков только в двух удалось дойти до шага оплаты полиса ОСАГО. На невозможность оформить договор ОСАГО онлайн пожаловались почти 5% опрошенных.
Выяснилось, что более 82% респондентов знают о КБМ (коэффициенте бонус-малус — скидке за безаварийную езду), однако только половина из них согласна с рассчитанным значением коэффициента при заключении договора. Автовладельцы выразили недовольство порядком применения коэффициента бонус-малус, отметив, что страховщики не предоставляют полную сумму скидки, суммированную с учетом безаварийного стажа. Также не все респонденты знают, каким образом проверить свой КМБ и как действовать в случае неверного расчета скидки за безаварийную езду.
Кроме того, 90% опрошенных отрицательно отнеслись к предложению о реформировании ОСАГО. Опасения вызвало предложение дать страховым компаниям право самостоятельно устанавливать тарифы и поправочные коэффициенты. Потребители считают, что данное обстоятельство повлечет рост цен на услуги автострахования гражданской ответственности.
«Безусловно, в настоящее время ситуация с оформлением договоров ОСАГО в регионе изменилась к лучшему. Еще пару лет назад страховщики отказывались продавать полисы под всевозможными предлогами, искусственно создавали многодневные очереди. Сегодня автовладельцы уже не испытывают подобных трудностей. Однако проблемы с ОСАГО по-прежнему остаются. Прежде всего, нужно повышать уровень осведомленности потребителей, так как финансовая и правовая грамотность является залогом прозрачного развития рынка услуг автострахования», — подчеркнул активист регионального отделения ОНФ в Ивановской области, руководитель региональной общественной организации «Ивановское движение автомобилистов» Александр Касьяненко.