Активисты Общероссийского народного фронта в Челябинской области в рамках проекта ОНФ «За права заемщиков» провели мониторинг рынка услуг автострахования гражданской ответственности. Общественники изучили сайты страховщиков, побывали в точках продаж, провели опрос и выявили нарушения условий продаж полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
«На первом этапе мониторинга мы изучили интернет-ресурсы крупнейших страховых компаний, работающих на территории Челябинской области, и попробовали оформить ОСАГО онлайн. К сожалению, ни один сайт не дает такой возможности. Теоретически она есть, на ресурсах имеются такие разделы, но фактически они не работают. Возникают технические ошибки, не удается пройти регистрацию, невозможно выбрать марку автомобиля (поле не активно), были случаи с отказом в оформлении и требованием подписать заявление усиленной квалификационной подписью юридического лица. Попытки осуществлять электронную регистрацию страховых полисов, так называемое е-ОСАГО, нами были предприняты несколько раз в разные дни, однако сделать это так и не удалось», — рассказал член регионального штаба ОНФ в Челябинской области Алексей Бруй.
Общественники провели опрос мотоциклистов и автомобилистов, в том числе водителей такси. Все респонденты (100 человек) оказались недовольны процессом оформления полиса. В ходе опроса выявлены случаи навязывания дополнительных услуг, таких как платный техосмотр у страховых компаний, расширенное ОСАГО, плата «за помощь в оформлении» электронного договора обязательного страхования автогражданской ответственности и дополнительное страхование жизни, здоровья или имущества. Кроме того, при оформлении полиса большинству респондентов не объясняли, что такое КБМ — коэффициент «бонус-малус». У клиентов уже есть ОСАГО и скидка за безаварийную езду, но они об этом не знают.
«В ходе мониторинга мы также посетили офисы страховых компаний в Челябинске и Магнитогорске. Если два года назад, проводя аналогичный мониторинг, мы фиксировали большие очереди и случаи оформления полиса по записи через 1-2 месяца, то в этот раз подобные факты выявлены не были. Самая большая очередь, которую мы обнаружили, состояла из шести человек, в основном же очереди в принципе отсутствовали, листы записей также не выявлены. То есть в настоящее время ситуация с оформлением ОСАГО нормализировалась, однако проблемы все же существуют и главная из них — информированность потребителя услуг», — считает активист челябинского отделения ОНФ Андрей Ишимов.
Эксперты регионального отделения Народного фронта, призывают страховые компании Южного Урала соблюдать законодательство Российской Федерации, в частности поправки в федеральный закон № 40 об ОСАГО, вступившие в силу с 1 января 2017 г. В соответствии с ним граждане имеют право осуществлять электронную регистрацию страховых полисов. Также челябинские эксперты ОНФ доводят до сведения автолюбителей, что на днях Банк России утвердил изменения в порядок заключения электронного договора о страховании по е-ОСАГО. Новации позволяют сделать сервис более удобным, максимально защищенным от злоумышленников и упрощают процесс заключения договора обязательного страхования автогражданской ответственности.