Госдума приняла в первом чтении законопроект правительства РФ, который предоставляет гражданам право получить часть страховой премии при отказе от страховки в случае досрочного погашения кредита. Но эксперты ОНФ обращают внимание на существенные недостатки правительственного законопроекта. В частности, в документе нет решения проблем, связанных с необоснованной комиссией, которую уплачивают граждане, подключаясь к коллективному страхованию. Также не прописано право заемщика на отказ от такого вида страхования сразу после такого подключения.
О том, что законопроект нуждается в доработке, заявили и представители комитета Госдумы по финансовому рынку в своем заключении. По их мнению, законопроект не решает проблем, которые возникают при так называемом коллективном страховании, когда стороной договора страхования выступает не сам заемщик, а банк. Зачастую в этом случае львиная доля платежа заемщика за страхование оформляется как банковская комиссия за подключение к программе коллективного страхования, что в итоге делает невозможным возврат такой доли. Как следствие, это приводит к спорам между гражданами и страховыми организациями о размере возвращаемых денежных средств.
Народный фронт уже предложил свои варианты решения этих проблем, они перечислены в законопроектах, которые депутаты — представители ОНФ внесли в Госдуму в июле.
«В наших законопроектах мы предложили комплексное решение: не просто предоставить право на возврат страховой премии, но и запретить банкам взимать комиссии за совершение действий, связанных с коллективным страхованием. Сегодня известны случаи, когда комиссия банка доходит до 90% от суммы страховки. Сам факт взимания банком комиссии за такое присоединение вызывает вопросы. Фактически, присоединяя заемщика к договору, банк страхует свои риски. На каком основании он берет за это комиссию с потребителя, непонятно», — отметил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
Масштаб бедствия характеризуют цифры: в 2017 г. страховщики при посредничестве банков собрали по страхованию жизни заемщиков, по страхованию от несчастных случаев, болезней и т.д. более 110 млрд руб. При этом объем агентских вознаграждений, которые банки оставили себе в качестве комиссионных, составил примерно половину от этой суммы.
«Сейчас уже началась дискуссия о том, что комиссию можно снизить до 50% от суммы страховки или до другого размера. На наш взгляд, подобные рассуждения выглядят цинично. Комиссии в отличие от страховых премий не формируют фонд, из которого потом будут покрываться расходы заемщика при страховом случае. Если большую часть уплаченной заемщиком суммы составляет комиссия банка, то возникает вопрос: как будет работать эта страховка? Скорее всего, условия такого договора страхования составлены юристами так, что риск выплаты денежных средств страховой компанией сведен до минимума. То есть реально никто услугу страхования заемщику оказывать не собирается», — добавил Климов.
Кроме того, Народный фронт предложил закрепить на уровне закона право на возврат страховой премии не только в случае досрочного погашения кредита, но и в первые 14 дней с даты заключения договора страхования. Нередко договоры страхования насильно навязывают гражданам, которые не знают о том, что страховка — дело добровольное. В этой ситуации проявляется неконкурентный характер таких продаж: заемщик изначально находится в невыгодном положении, так как пришел в банк просителем, поэтому продать ему страховку для менеджеров не составляет труда.
При этом эксперты ОНФ предлагают распространить такой «период охлаждения» и на коллективные договоры страхования, что позволит реально повысить уровень защиты прав заемщиков и уменьшить количество жалоб граждан. На подзаконном уровне «период охлаждения» — промежуток времени, в течение которого гражданин может отказаться от договора страхования, Центробанк РФ ввел еще в 2015 г. Но эта мера действует только в отношении индивидуальных договоров страхования.
«Законопроекты, подготовленные ОНФ, Госдума будет рассматривать наряду с правительственными. Ранее законодательные предложения Народного фронта концептуально поддержали Банк России и Минфин, а 25 июля эти инициативы одобрил координационный совет по законотворческой деятельности фракции „Единая Россия“ в Госдуме. Не так важно, чьи именно законопроекты будут приняты в итоге. Для нас главное — сделать качественным итоговый документ, чтобы принятые в итоге поправки в закон способствовали реальному улучшению положения граждан. Поэтому мы планируем в ближайшее время провести консультации для поиска оптимального решения с ответственным комитетом Госдумы, а также с правительством и Центробанком», — прокомментировала член Центрального штаба Народного фронта, координатор законодательных инициатив ОНФ в Госдуме Наталья Костенко.