Механизмы ответственного кредитования, в том числе показатель долговой нагрузки заемщиков, позволяющий Центробанку выявить злоупотребления по отношению к ним со стороны микрофинансовых организаций (МФО), необходимо внедрять в более сжатые сроки, поскольку это очень важно для потребителей кредитных услуг, заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Ранее стало известно, что Банк России поддался на уговоры банковского сектора и перенес внедрение показателя долговой нагрузки заемщиков с 1 января на 1 октября 2019 г.
С начала этого года МФО из-за допущенных нарушений впервые вернули заемщикам более 3 млн руб., сообщил Банк России, пояснив, что это стало следствием ужесточения требований к МФО и поведенческого надзора, который означает контроль над рисками и коммуникацией заемщиков при взаимодействии с кредиторами. Центробанк не поддерживает идею запрета МФО из-за выявленных нарушений с их стороны, поскольку в таком случае заемщики начнут обращаться к нелегальным кредиторам, тем не менее требования к МФО продолжат ужесточаться, пишут «Известия» со ссылкой на председателя Центробанка Эльвиру Набиуллину.
«Показатели, демонстрируемые в отчетах регулятора, говорят о том, что мы только в начале большого пути. Сложно судить однозначно об эффективности или неэффективности осуществления поведенческого надзора по показателям одного квартала. Для однозначного вывода об эффективности исполнения поведенческого надзора нужно будет все-таки понаблюдать за финансовым рынком в целом хотя бы полгода. Хотя даже эти результаты позволяют рассуждать о позитивных тенденциях в этом вопросе», — отметила Лазарева.
Она напомнила, что в 2016 г. Народный фронт на «Форуме Действий» предложил создать механизм, стимулирующий кредиторов к ответственному кредитованию. Соответствующее поручение президента, намеченное к исполнению в марте 2017 г., только сейчас постепенно реализуется. Уже в этом году все кредитные и микрофинансовые организации должны будут рассчитывать показатель долговой нагрузки по всем типам кредитов и займов. ОНФ продолжит свои наблюдения и мониторинг изменений в этой сфере.
«Клиентами некредитных финансовых организаций часто становятся люди с не самой лучшей кредитной историей. Самый большой процент проблем у таких заемщиков связан с просрочкой и взысканием. Это один из самых социально чувствительных и болезненных вопросов», — подчеркнула руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».