Ломбарды уходят на комиссию

Дата публикации: 04.06.2019
Источник: kommersant.ru

Стремясь компенсировать снижение выручки, ломбарды начали выступать агентами по продажам различных финансовых продуктов, за которые получают комиссию. Так игроки рассчитывают не только поправить финансовое положение, но и привлечь новых клиентов. Однако эксперты полагают, что это может сыграть с компаниями злую шутку — получив альтернативный продукт, граждане могут отказаться от практики закладывания вещей. Правозащитники же опасаются роста долговой нагрузки и так закредитованных граждан.

О том, что ломбарды начали агентские продажи карт рассрочки и кредитных карт, полисов страхования и других финансовых продуктов, рассказали «Ъ» участники рынка. Этот бизнес не требует дополнительных вложений, продажи может вести сотрудник самого ломбарда, который числится по совместительству в других компаниях, находящихся с ломбардом в одном помещении. «При этом ломбарды получают около 2 тыс. руб. за карту рассрочки, чуть менее 3 тыс. руб. за кредитную карту, до 30% от оформленного страхового продукта», — рассказал один из собеседников «Ъ».

По оценке главы Национального объединения ломбардов Алексея Лазутина, сейчас услугами ломбардов пользуются около 15 млн человек. «В среднем один ломбард посещают примерно 5–50 тыс. человек в год, потенциально в приобретении дополнительных продуктов может быть заинтересовано 10–25% посетителей, — говорит он. — Расширение линейки позволит ломбардам увеличить выручку на 20–30%». Операционный директор «Мосгорломбарда» Анна Казаченко уточняет, что пока развитие агентских продаж сдерживает необходимость неоднократно вносить данные клиента в анкету каждого партнера, с которым заключен договор. «Но в ближайшее время мы планируем создать и масштабировать на рынок программное решение, позволяющее вносить информацию однократно, это значительно увеличит спрос на агентские услуги и их доходность», — добавляет она.

К агентским продажам ломбарды подталкивает снижение выручки и растущая конкуренция со стороны комиссионных магазинов. По словам председателя Ассоциации развития ломбардов Сергея Соковникова, в этом году рынок покинут 11–13% ломбардов, большинство уйдет в скупку из-за минимальных требований к деятельности. «Оборот ломбардов в 2019 году сократится в пределах 5%, поскольку точек роста нет, оборот продаж ювелирной продукции сокращается, населению просто нечего становится закладывать», — отметил он.

В ЦБ на запрос «Ъ» сообщили, что закон разрешает ломбарду выдавать краткосрочные займы гражданам под залог вещей, хранить вещи, а также оказывать консультационные и информационные услуги, «любые иные виды предпринимательской деятельности запрещены». Вместе с тем в Банке России уточнили, что законодательство «не запрещает ломбарду находиться по одному адресу с иными юридическими лицами». При этом недопустимо введение в заблуждение потребителя финансовых услуг, когда под видом финансовой услуги одного юридического лица продается услуга иного, подчеркнули в ЦБ.

Эксперты считают, что продажи финансовых инструментов интересны для ломбардов, однако могут нести в себе риски. По словам директора по развитию «БКС Премьер» Антона Граборова, у ломбардов есть своя целевая аудитория, регулярно пользующаяся их услугами, и вполне логично зарабатывать на предложении ей дополнительных продуктов. «Для их партнеров это возможность попробовать новые каналы продаж, ведь услуги ломбардов остаются довольно востребованными, и у них неплохо развита региональная сеть», — добавляет он. Однако, как считает заместитель гендиректора компании «Единая система продаж» Елена Жаворонкова, создается «риск каннибализации, поскольку клиент, получивший единожды карту рассрочки или кредитную карту, в ломбард может больше не прийти».

Правозащитники отмечают, что в ломбарды нередко обращаются люди, оказавшиеся в затруднительном финансовом положении. Глава проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева считает, что предлагать им в этой ситуации дополнительно увеличивать свою финансовую нагрузку, да еще и за комиссию, «это все равно, что тушить пожар керосином».

Формирование заявки





Спасибо! Ваше
обращение принято

Ожидайте ответа специалиста