Поведение кредиторов, которые не считают нужным спрашивать граждан о согласии или несогласии на запрашивание кредитной истории, является циничным и недопустимым.
Эксперты ОНФ готовы оказать пострадавшим от подобных действий банков консультативную и юридическую поддержку, помочь в обращении к регуляторам и восстановлении нарушенных прав, заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Банк России привлек две кредитные организации — «Открытие» и Промсвязьбанк (ПСБ) — к ответственности за незаконное получение информации о клиентах из бюро кредитный историй (БКИ), пишет «Коммерсант». Ранее на подобных нарушениях банки так часто не попадались. Действующее законодательство предполагает за данное правонарушение лишь незначительный штраф.
«Чуть меньше месяца назад мы говорили о банках, которые навязывают потребителю подписание согласия на запрашивание кредитной истории, а сегодня слышим, что появились кредиторы, которые не считают нужным даже кого-то спрашивать о согласии или несогласии. Безусловно, подобное циничное отношение к потребителю недопустимо», — заявила Лазарева.
Что бы ни говорили представители банков, частота обращений в БКИ по кредитной истории потребителя влияет на его скоринговый балл (числовое выражение кредитоспособности и благонадежности клиента), добавила Лазарева. Чем больше запросов, тем он ниже.
«Из-за частоты обращения в БКИ банковская система будет рассматривать потребителя как подозрительного, и шансы получить кредит в момент, когда он будет нужен, станут снижаться. Результатом может стать уход потребителя на микрофинансовый рынок, где проценты намного выше. Как следствие — еще больший рост закредитованности населения и рисков просрочки платежей», — сказала она.
По словам Лазаревой, согласно действующему законодательству санкция за незаконное получение или предоставление кредитного отчета по статье 14.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях — от 30 до 50 тыс. руб.
«Но важно помнить, что это не за каждое нарушение, а за выявленный факт, — пояснила Лазарева. — То есть кредиторы могут направлять запросы в БКИ тысячами и десятками тысяч, но будут оштрафованы, только если потребитель пожалуется на это нарушение. Однако потребители могут и не пожаловаться, потому что неграмотны в правовом и финансовом смысле, потому что не знают, куда и кому направлять жалобу, потому что могут и не узнать о таком нарушении их прав. То есть мы имеем потенциальный вред в таких масштабах, в которых наказание за правонарушение несоизмеримо мало. А поскольку в масштабах даже небольшого банка 50 тысяч рублей — сумма смешная, думаю, никто не перестанет нарушать права граждан».
Она выразила надежду на то, что в обновляемом сейчас КоАП этот момент будет учтен Минюстом РФ.