Программы финансового просвещения должны разрабатываться с учетом специфики целевых аудиторий, для которых они создаются. Об этом заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Граждане смогут узнать о правилах безопасного финансового поведения и о новых мошеннических схемах — семинары по этим вопросам проведут волонтеры из Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) при поддержке Центробанка, сообщают «Известия».
«Проект ОНФ „За права заемщиков“ уделяет много внимания финансовому просвещению населения. Мы получаем много обращений от граждан и знаем проблемы, с которыми они сталкиваются. Финансовая грамотность — это профилактика, которая позволит избежать негативных ситуаций, например повышенной закредитованности, неразумных финансовых решений, вложения средств в непонятные организации», — сказала Лазарева.
Важно, чтобы программа финансовой грамотности носила не общий характер, а была точечно направлена на ту аудиторию, для которой она создана, добавила она.
«За все время, что мы существуем, мы провели большую работу с разными аудиториями: школьники, студенты, люди пожилого возраста. Мы работали с гражданами, которые уже столкнулись с тяжелыми проблемами. Поэтому те образовательные программы, которые сейчас развивает ОНФ, учитывают разные целевые аудитории. Для людей, которые уже оказались в сложных жизненных обстоятельствах — столкнулись с просрочкой, коллекторами, — мы даем специальные инструкции, практическое руководство к действию: что делать, куда обращаться, как заполнить заявление, куда его можно отправить, как правильно защитить свои права», — заявила Лазарева.
Также эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» обнаружили проблему, связанную с обманом пожилого населения. Приблизительно 30% обращений о мошеннической деятельности, которые получает проект, касаются людей старшего возраста. Поэтому важно донести до них информацию, которая связана с правовыми вопросами, пенсионными расчетами. Пожилым людям совершенно не подходят конкурсы, акции, деловые игры и тренинги по финансовой грамотности. Этой социальной категории важно внимание, а значит, знания лучше передавать лично.
«Поэтому появилась акция „Расскажи бабушке“. Бабушкам и дедушкам приятно слушать своих внуков. Молодое поколение может рассказать им, как защитить себя и как не попасть в руки мошенников. Все делается в доступной форме: это видеоролики, где маленькие дети рассказывают стихотворение на данную тему. Можно просто прийти и показать его своей бабушке», — отметила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».
Также можно повесить своему близкому родственнику рядом с холодильником свод небольших правил, написанных крупным шрифтом. Прочтение этих правил займет не так много времени, решать проблемы, с которыми пожилой человек уже столкнулся, гораздо дольше: «Часто люди старшего поколения боятся признаться, что их обманули. Иногда мы уже не можем помочь. Но у нас всегда есть пять минут, чтобы донести информацию. Эта акция оказалась очень масштабной — к ней подключились и вузы, и МФЦ, и газеты. Это приятно».
Еще один эффективный инструмент — игровые формы донесения информации, сказала Лазарева. Проект проводит множество различных игр и тренингов для школьников. «У нас много тем, посвященных мошенничеству. На лекциях и вебинарах мы рассказываем, как правильно пользоваться финансовыми услугами, как себя защитить, как принимать правильные, взвешенные решения», — пояснила Лазарева.
Визуальная и развлекательная информация воспринимается гораздо легче и проще. Поэтому проект ОНФ делает много материалов в форме вирусных смешных видео. Например, видео на тему «Если бы мошенники говорили правду». Зритель может узнать о проблеме и понять, как тогда действовать.
«Ирония — это тоже способ донесения информации для тех, кто считает, что с ними никогда ничего плохого не случится. Люди сейчас смотрят много видео, так что это хороший способ донесения информации», — сказала руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».
К сожалению, существуют и просветительские программы, созданные для того, чтобы скрыто рекламировать сложные финансовые продукты. Сейчас людям под видом одного продукта на самом деле продают другой. Это неправильно, и с этим нужно бороться.
«Мы проводим мониторинг программ, смотрим на лучшие практики, отмечаем недобросовестное поведение тех, кто, прикрываясь темой финансовой грамотности, занимается продажей финансовых продуктов. ОНФ старается поддержать лучшие инициативы», — резюмировала Лазарева.