Потребители кредитных услуг должны быть осведомлены обо всех значимых условиях договора до его подписания, заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Она поддержала законопроект депутатов — представителей Народного фронта о запрете навязывания дополнительных услуг.
Банкам и микрофинансовым организациям могут запретить заключать договоры, которые предусматривают обязательное согласие клиента на страховку или другие услуги, чтобы оградить россиян от навязывания финансовых продуктов. Такие поправки в закон «О потребительском кредите» внесли в Госдуму члены Центрального штаба ОНФ, депутаты Наталья Костенко, Ольга Тимофеева, Антон Гетта. Как передает РБК, предложения поддерживает Центробанк.
«В своей работе с обращениями граждан мы регулярно сталкиваемся с жалобами на то, что потребитель на самом деле не имел возможности ознакомиться со всеми условиями договора. Банки часто практикуют формулировку, например, „общие условия страхования на сайте“. То же касается и других дополнительных услуг, условий взыскания и передачи долга по цессии в случае просрочки. Но в момент оформления кредита, когда заемщик уже отдал свой паспорт, у него нет времени и возможности ознакомиться со всеми общими условиями, опубликованными на сайте банка. Заемщик получает многостраничный документ, на ознакомление с которым ему дают пять — десять минут. За это время можно внимательно ознакомиться со всеми положениями документа, оценить их необходимость и риски, поставить необходимые подписи. Но искать и изучать общие условия на сайте, которые будут распространяться на этот договор, — это уже более затратное по времени действие», — пояснила Лазарева.
По ее словам, предлагаемые поправки помогут пресечь недобросовестные практики присоединения заемщиков к коллективным договорам страхования, на которые не распространяется период охлаждения, и в принципе позволят потребителю отказываться от тех условий договора, которые его не устраивают. Даже сейчас некоторые банки, пользуясь правовым нигилизмом и недостаточно высоким уровнем финансовой грамотности, включают в кредитный договор условия, от которых нельзя отказаться.
«Если кредитор действительно добросовестный и зашивает в договор условия о страховках и допуслугах ради упрощения кредитного конвейера, то согласие на получение этих услуг и продуктов не будет проставлено заранее. У потребителя должна быть возможность отказаться от тех услуг и продуктов, которые ему не нужны и за которые он платить не согласен. Да, безусловно, мы должны стремиться к упрощению и ускорению процессов оформления документов. Но важно понимать, что, во-первых, это не должно происходить за счет потребителя. В конце концов, он приходит за деньгами потому, что у него их нет. А во-вторых, недопустимо навязывать потребителю и заставлять его платить за то, чем он не сможет воспользоваться», — подчеркнула руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».