Коллекторов, которые нарушают закон, необходимо не только штрафовать, но и придавать огласке названия организаций и имена руководителей. Такое репутационное давление будет эффективной мерой, считает эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Михаил Алексеев.
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) в январе — октябре 2019 г. получила рекордные 23,4 тыс. жалоб на взыскателей просроченной задолженности, пишут «Известия» со ссылкой на данные ведомства. Это на 35% больше, чем за десять месяцев 2018 г. Чаще всего граждане сообщают о навязчивых звонках и сообщениях, в том числе близким должника, а также о раскрытии персональных данных и психологическом давлении. Самые жесткие методы работы применяют микрофинансовые организации (МФО) и организации, не включенные в реестр коллекторов, пояснили приставы.
«Отрадно наблюдать, что ФССП не скрывает проблемы в новой для нее сфере контроля коллекторов, а фиксирует реальную ситуацию и рост жалоб. Увеличение количества обращений и жалоб показывает, что граждане становятся более осведомленными и с большей уверенностью отстаивают свои права» , — отметил Алексеев.
По его словам, добросовестные взыскатели должны прийти к пониманию невыгодности нарушений установленных законом правил и искать оптимальные возможности взаимодействия с должником в рамках правового поля.
«Вместе с тем я хотел бы обратить внимание на последние инициативы, связанные с выведением огромной сферы долгов по ЖКХ из-под какого-либо контроля и надзора. Здесь мы уже сейчас сталкиваемся с чудовищными методами взыскания со стороны именно управляющих компаний. Потребителю по большому счету неважно, по какому долгу его откровенно тиранят. Но если взыскатели финансового рынка научились находить с должником общий язык, и здесь мы наблюдаем очевидное улучшение ситуации, то управляющие компании творят что хотят. И, на наш взгляд, было бы разумно передавать и коммунальные долги профессиональным участникам рынка, которые знают и соблюдают правила» , — добавил Алексеев.