Искусственное создание ситуации, когда заемщик не может отказаться от дополнительных услуг или сделать в их пользу осмысленный выбор, подрывает доверие потребителя к кредитным организациям и является прямым нарушением федерального закона № 353 «О потребительском кредите (займе)», заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Микрофинансовые организации (МФО) через навязывание дополнительных услуг пытаются таким образом компенсировать потери от ограничений, связанных с предельной стоимостью займа, пишет «Коммерсант» со ссылой на исследование Zaim.com. К примеру, МФО могут брать плату за «беспроцентное пользование» займом (составляет 3–6 тыс. руб.), за СМС-информирование (130–150 руб.), юридическую поддержку (около 850 руб.), ускоренное рассмотрение заявки (150–850 руб.), анализ кредитной истории (1 тыс. руб.), доступ к онлайн-системе погашения займов (около 5% от суммы займа), получение займа (от 10% суммы займа).
«Недопустимо автоматически навязывать клиентам дополнительные услуги, предлагая на подписание договоры с уже включенными дополнительными опциями без очевидной возможности отказа от этих услуг. Зашивая информацию о дополнительных услугах в условия предоставления займа и пункты согласия, располагая условия в отдельных разделах, устанавливая таймер на ознакомление с условиями, кредиторы фактически игнорируют федеральный закон № 353» , — указала Лазарева.
По ее словам, в современном мире каждая организация должна бороться за своего клиента, грамотно его информируя. Потому что человек, который не осознал предлагаемые условия из-за этих ухищрений по увеличению продаж, может оказаться в неприятной и болезненной ситуации. Доверие потребителя — это самый большой капитал кредитного рынка. И для того чтобы его сохранить и приумножить, финансовому рынку жизненно необходимо следовать принципам ответственного кредитования, отметила она.