Вместо обещанных денег — красивая папка с символикой кредитного потребительского кооператива. Вот и все проценты по вкладу, которые остались у Светланы Быковой, доверившей свои сбережения компании «Капитал-инвест».
» — У нас есть бокал, на котором стоит «Капитал-инвест», и ручка. — Это все, что вам в подарок оставили? — Да, все, что мы купили за свои деньги. — За миллион!» , — говорит Светлана Быкова.
Почти миллион вложил в кооператив и Виктор Гамбашидзе. Говорит, что обещали сказочные проценты. Но сказка продолжалась всего два месяца.
» — С 1 января 2019 года этой организации не стало существовать. — И все ваши деньги пропали? — И все мои деньги пропали, их больше нет», — рассказывает Виктор Гамбашидзе.
Пропали и руководители фирмы. Звонить на красивый номер, где почти все цифры — пятерки — уже бесполезно.
«Вызываемый абонент недоступен. Оставьте ваше сообщение после сигнала».
А ведь раньше представители компании сами обрывали телефоны своих клиентов. Обманутые вкладчики признаются: один раз попавшись на крючок, вырваться уже не смогли.
» — Они десять раз в день звонили! — Проще уже было вам принести туда свои деньги, да? — Да-да».
Свои деньги только в «Капитал-инвест» принесли сотни вкладчиков. Большинство уже довели дело до суда и добились признания своих прав, но вернуть деньги так до сих пор и не удалось.
» — Решение суда было в мою пользу, в городе-герое Ярославле. — Но с кого взыскивать эти деньги, непонятно? — Но с кого взыскивать эти деньги — непонятно».
К проблеме подключились общественники. В офисе регионального отделения Народного фронта — настоящий ажиотаж. От пострадавших уже поступило более 400 заявлений.
«Эта организационно-правовая форма — действующая. Законом предусмотрена работа этих организаций. Вопрос только в отношении к людям и куда направляются эти денежные средства», — говорит эксперт ОНФ Анатолий Анисимов.
Где теперь ее деньги, не знает и Зинаида Балукова. Пенсионерка сокрушается, что поверила приличным с виду людям и отдала им последние сбережения.
«Мало того, что они последние — они „гробовые“. То есть наше поколение копит копеечки, чтобы потом, если мы уйдем из этого мира, чтоб своих детей не нагружать», — говорит Зинаида Балукова.
Но, несмотря на это, кредитно-потребительские кооперативы, по-прежнему, продолжают работать в Иванове. В один из них заходим вместе с представителем ОНФ. В глаза сразу бросается — нет информации о страховании вклада.
«Самый главный момент, на что обращают внимание граждане, когда… На что они, так сказать, ведутся — это на страхование вклада, своего пая. Тут вот, по крайней мере, сведений нигде нет».
Документов не видно, а, значит, существует риск, что в случае ЧП деньги не вернут. Еще один сигнал: на плакате одни проценты, а в буклете совсем другие.
» — В раздаточном материале мы видим уже информацию о том, что процентная ставка составляет 11,7%. На стене у нас 13,05. Соответственно, уже не соответствие. — То есть уже здесь цифры различаются».
Да и сами проценты по вкладу подозрительно высокие, уверен юрист. 13% — слишком щедрое предложение.
» — В целом выше, чем по рынку. Потому что в среднем у основных игроков — это 6%. — То есть это уже тоже повод призадуматься? — Да, обязательно».
Поведение сотрудников только усиливает подозрения. Диалога не получается.
» — Я вас потом засужу. — Если у вас все по закону, вам опасаться нечего. — Документ покажите нам, пожалуйста, о том, что у вас застрахованы вклады. — Не буду вам показывать никаких документов».
Если документы не показывают, лучше сразу отказаться от услуг фирмы, советуют специалисты. А если все же решились и подписали договор — не пускайте все на самотек.
«Просим мониторить свои вклады, постоянно звонить в организацию. Если вдруг будет какая-то заминка в выдаче денежных средств, скажут, что сейчас это невозможно, или какие-то еще сложности — это первый сигнал, что что-то не то с организацией», — говорит координатор движения ОНФ «За права заемщиков» в Ивановской области Галактион Кучава.
Далеко не все кредитные потребительские кооперативы на рынке — мошенники, подчеркивают специалисты. Но в этой сфере пока, в отличие от микрофинансовых организаций, четких правил игры нет. А, значит, и риск нарваться на недобросовестных дельцов остается.