С учетом текущего состояния рынка взыскания необходимо закрыть для создаваемых частных приставов деятельность по взысканию заемных долгов с физических лиц. Однако частные приставы могут принести пользу, разгружая Федеральную службу судебных приставов при деятельности по взысканию долгов с юридических лиц. Такую позицию озвучила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Минфин дал согласие на создание института частных судебных приставов, пишет портал Bankiros.ru. Для начала им доверят взыскание долгов в пользу бизнеса. Тем не менее существуют опасения, что затем их деятельность распространится и на граждан, а новыми приставами станут бывшие коллекторы.
«Часто у малого бизнеса возникают проблемы, когда крупные корпорации затягивают, например, оплату партии товаров или услуг. Это одна из проблем. Эффективность взыскания здесь очень низкая, это правда. Поэтому существование в этом контексте института частных приставов имеет смысл. Если говорить об алиментах, вреде и ущербе — это вопрос дискуссионный. По нашему мнению, здесь следует вставать на сторону пострадавшей стороны, которая взыскивает. Этого требует справедливость», — отметила Лазарева.
По ее словам, общество еще не готово к наличию института частных приставов во взаимоотношениях между гражданином-заемщиком и кредитором. Об этом можно будет ставить вопрос только тогда, когда государство обеспечит такой порядок досудебного и судебного взыскания, в котором все будет происходить по закону, когда не будет никакого пространства для пусть мелкого, но уголовно или административно наказуемого действия в этой сфере, когда граждане будут понимать, что они защищены.
«Нарушения в сфере взыскания все еще встречаются. Об этом говорит и наш опыт работы с обращениями граждан. В ФССП также отмечают увеличение количества жалоб на нарушения со стороны коллекторов, что подчеркивает возрастающую эффективность надзора и осведомленность граждан о защите своих прав. Мы считаем, что риск возникновения точно таких же проблем в среде частных приставов тоже возможен. Существует человеческий фактор, который необходимо всегда учитывать», — подчеркнула руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».