В этом мнении сходятся многие эксперты, предлагающие различные варианты решения острой проблемы.
По некоторым данным, в 2019 году было зафиксировано более 2,5 миллиона жалоб на телефонное мошенничество, и все они от клиентов российских банков.
Комментируя нашумевший случай с телеведущим Павлом Мавриди, у которого мошенники, действуя по обычной схеме, умыкнули 500 тысяч рублей, вице-президент Ассоциации российских банков Олег Скворцов отметил, что этот случай, как и тысячи других, со всей остротой ставит вопрос о финансовой грамотности.
Как рассказала эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Александра Пожарская, с учетом того, что правоохранительная система очень неповоротлива, не так давно были разработаны две законодательные инициативы, которые вот-вот будут оформлены в законопроекты. Во-первых, предполагается на законодательном уровне предоставить возможность отказа от некоторого функционала «пластика».
«То есть когда условной пенсионерке Екатерине Ивановне абсолютно не нужны функции интернет-платежей, ей достаточно иметь карту, действующую только в режиме начисления и снятия пенсии», — объясняет Пожарская.
Еще одна предлагаемая мера — возможность задержки СМС-сообщений с кодами, которую мобильные операторы уже практикуют. Это, как и отказ от функционала, не понесет никаких финансовых затрат, зато значительно усилит меры безопасности держателей карт от мошеннических действий, считает эксперт.
Особое мнение на сей счет у депутата Государственной думы РФ Виталия Милонова. По его словам, вопрос повышения финансовой грамотности населения — правильный, но «каждый гражданин России не обязан быть уважаемым экспертом». Обычный человек, у которого кроме участкового Васи Пупкина нет связей, оказывается практически беззащитным перед изощренными мошенниками, считает Милонов. Поэтому, уверен депутат, для борьбы с ними нужны специализированная полиция или специализированные отделы МВД.
С предложением Милонова согласен и глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Комментируя данную идею, он отметил, что если создать отдельную службу полиции по расследованию этих преступлений, то раскрываемость их кратно увеличится.
Причем г-н Тосунян убежден, что банки поддержат инициативу по повышению безопасности расчетов и платежей, так как 99% частных банков клиентоориентированные и ни один из них не заинтересован, чтобы клиент начал откладывать деньги в кубышку.
Развивая тему, Александра Пожарская отметила, что одной из наиболее острых тем настоящего времени является утечка банковской информации, благодаря чему разного рода мошенникам удается вводить в заблуждение доверчивых граждан.
«Можно предъявлять претензии к службам безопасности, но от этого никто не застрахован», — считает г-жа Пожарская.