Каждый десятый заемщик не платит по своему кредиту, сообщили эксперты Национального бюро кредитных историй (НБКИ). При этом количество таких должников сократилось до 10,4% за год. Снижение числа должников с просрочкой объясняется тем, что кредитные организации начали быстрее избавляться от плохих долгов. Bankiros.ru выяснил, не отражается ли ранняя передача долгов коллекторам на заемщиках в худшую сторону, и остается ли у людей шанс выкупить свой долг без накрученных процентов и пени?
Прежде, чем говорить о взыскании, необходимо разобраться в природе возникновения этих долгов, считает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгении Лазаревой. Кредитором могут выступать физические лица, ООО, МФО, банки и сами коллекторы. Но суть и объем обязательств от этого не меняется. Долги передаются на взыскание другим лицам только тогда, когда должник их не исполняет и никак не контактирует с кредитором.
«Граждане не всегда понимают различия между процедурами уведомления и взыскания», — рассказала Евгения Лазарева в беседе с Bankiros.ru.
Заемщик может получать звонки или сообщения с напоминанием от банка, где у него не только кредит, но и зарплатный проект. В этот момент многие заемщики совершают большую ошибку: уходят в глухую оборону и прекращают всякое взаимодействие с кредитором. Люди исчезают, не отвечают на звонки и вовсе перестают платить. В то же время долг заемщика отражается на резервах и навлекает нагрузку на капитал банка, поэтому кредиторы стремятся избавиться от таких ссуд.
По словам Евгении Лебедевой, чтобы долг не передали коллекторам раньше, чем хотелось бы должнику, не следует прятаться от банка или МФО, лучше быть в контакте с кредитором.
«Для добросовестных клиентов банки часто предлагают довольно приемлемые инструменты выхода из ситуации. Существуют программы реструктуризации, рефинансирования, платежных каникул, рассрочки и другие. Если у банка есть шанс получить свои деньги назад и сохранить лояльного здорового добросовестного клиента, он сделает для этого все», — рассказала глава фонда «За права заемщиков».
Это заложено в долгосрочном планировании круга клиентов, которые в дальнейшем вернутся и, возможно, приведут своих родственников и знакомых. Это залог доверия потребителя, которое и составляет основу капитала бизнеса. Но если контакт с должником потерян и восстановить его нет никакой возможности, то у менеджера банка не будет никаких оснований идти навстречу.