С учетом текущего состояния рынка взыскания говорить о распространении деятельности института частных приставов на взыскание заемных долгов с физических лиц преждевременно и даже опасно, поскольку частный сектор пока не готов к такой ответственности, считает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Она полагает, что частные приставы могут помочь разгрузить Федеральную службу судебных приставов, когда речь идет о долгах юридических лиц, долгах по решениям в спорах между двумя физлицами или по искам физлиц к юридическим лицам. Однако, пока работа частных приставов не отрегулирована, передавать им взыскание заемных долгов с физических лиц рано.
В Совете Федерации был представлен законопроект, предлагающий введение в России института частных судебных исполнителей и передачу им на взыскание исполнительных документов в отношении граждан, пишет «Коммерсант». Авторы инициативы указывают, что он даст возможность должнику заключать соглашения о порядке исполнения взыскания, устраивающие обе стороны. За свою деятельность пристав будет получать исполнительный тариф с должника (2–5% от суммы, подлежащей взысканию) и вознаграждение, которое должен ему выплатить взыскатель.
«Общество еще не готово к наличию института частных приставов во взаимоотношениях между гражданином-заемщиком и кредитором. Об этом можно будет ставить вопрос только тогда, когда государство обеспечит такой порядок досудебного и судебного взыскания, в котором все будет происходить по закону, когда не будет никакого пространства для пусть мелкого, но уголовно или административно наказуемого действия в этой сфере, когда граждане будут понимать, что они защищены. Мы считаем, что риск возникновения точно таких же проблем, как в ситуации с коллекторами, в среде частных приставов тоже вполне возможен. Существует человеческий фактор, который необходимо всегда учитывать», — отметила Лазарева.
По ее словам, даже сейчас возникают такие ситуации, когда по решению суда на людей, никогда не пользовавшихся услугами микрофинансовых организаций или не получающих ряд коммунальных услуг, открываются исполнительные производства по соответствующим долгам. Нельзя сказать, что такое происходит повсеместно, но с каждым годом количество таких случаев растет.
«Мы не устаем напоминать о необходимости выяснения природы возникновения долга. Это еще одна проблема, которую законодатели не учитывают. Очевидно, что в процессе взыскания гражданин-должник всегда является слабой стороной. И мы считаем, что защищать его права и интересы — это обязанность государства», — подчеркнула руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».