В середине апреля стало известно, что часть компаний, которые должны были получить государственную поддержку, не могут претендовать на льготы по причине несовпадения кодов видов деятельности. На проблему обратили внимание в Общероссийском народном фронте и «Опорах России».
В середине апреля стало известно о жалобах коммерсантов на невозможность получить льготы по формальным признакам. Компании, которые попадают в список предприятий, работающих в отраслях, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции, получают отказ в преференциях из-за несовпадения основных кодов по видам деятельности с правительственным списком. На проблему обратили внимание в «Опорах России» и Общероссийском народном фронте.
Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева (цитата по сайту ОНФ) объясняет:
«К нам поступают многочисленные обращения предпринимателей с жалобами на то, что тот или иной сектор производства или услуг не подпадает под меры поддержки по формальным основаниям из-за ограниченного списка видов деятельности по ОКВЭД».
Проблема может стать массовой. Дело в том, что многие виды деятельности носят «пограничный» характер, предприниматели, до того как столкнулись с этой проблемой, не обращали внимания на код «основного» вида деятельности компании.
Механику формального отказа предприятиям на примере объяснил для РБК Александр Калинин, президент «Опоры России»: в правительственный список организаций, которые могут получить преференции, входит код 86.23 «Стоматологическая практика». Но это только треть клиник от общего числа. Другие используют код 86.21 «Общая врачебная практика» и 86.22 «Специальная врачебная практика». С аналогичной проблемой столкнулись компании и из других отраслей.
Способ решения
Евгения Лазарева предлагает (цитата по сайту ОНФ):
«Мы ведем постоянный анализ обращений и сомневаемся в достаточности определения перечня пострадавших отраслей в условиях экономического кризиса только на основе ОКВЭД. На наш взгляд, меры поддержки не должны распределяться только в соответствии со сферой деятельности компаний малого и среднего бизнеса. Возможности банковского сообщества и современных технологий позволяют по другим признакам определять пострадавших. Здесь стоит учесть потерю дохода, снижение выручки и среднего чека».
Похожего мнения придерживается и Александр Калинин, он считает, что решить проблему можно путем либо полного отказа от кодов по основному виду деятельности, либо за счет существенного увеличения списка отраслей, наиболее пострадавших от пандемии.
Расширение списка
Напомним, список отраслей, о котором говорят в «Опорах России» и ОНФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434. 18 апреля 2020 года Премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил расширение перечня отраслей, пострадавших в связи с распространением коронавирусной инфекции. В частности, в раздел «Культура, организация досуга и развлечений» была добавлена деятельность музеев и зоопарков. Кроме того, появился новый раздел «Розничная торговля непродовольственными товарами»,
«включающий в том числе торговлю автомобилями, автотранспортными средствами и мотоциклами, деталями, узлами и принадлежностями к ним, товарами общего ассортимента, информационным и коммуникационным оборудованием, товарами культурно-развлекательного назначения, текстилем, одеждой и обувью».
— говорится на сайте Правительства России.