Проект ОНФ «За права заемщиков» установил кнопку «Кредитные каникулы» в приложении «ОНФ. Помощь». Теперь пользователи смогут получить краткое руководство для ответственных должников, пожаловаться на отказ в предоставлении кредитных каникул или получить консультации юристов по оформлению такого льготного периода.
Кредитные каникулы в соответствии с законом, вступившим в силу с 3 апреля, могут получить заемщики, доход которых в предыдущем месяце снизился более чем на 30% по сравнению со средним месячным уровнем дохода в прошлом году. Льготный период предоставляется физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые состоят в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Для этого необходимо до 30 сентября 2020 г. обратиться к кредитору с требованием о приостановке исполнения заемщиком своих обязательств либо уменьшении размера платежей на срок до шести месяцев. Сделать это можно письменно или с мобильного номера, указанного в кредитном договоре.
В постановлении правительства РФ № 478 от 10 апреля 2020 г. указано, что льготный период распространяется на ипотечные кредиты, не связанные с предпринимательской деятельностью, на сумму не более 4,5 млн руб. для жилья в Москве, не более 3 млн руб. для жилых помещений в Московской области, Санкт-Петербурге и регионах Дальневосточного федерального округа, а также не более 2 млн руб. для остальных российских регионов.
Кроме того, льготный период кредиторы должны предоставлять по автокредитам в размере не более 600 тыс. руб., по потребительским кредитам для индивидуальных предпринимателей в размере не более 300 тыс. руб., по потребительским кредитам для физических лиц в размере не более 250 тыс. руб. и по кредитным картам для физлиц с лимитом не более 100 тыс. руб.
«С 18 марта в ОНФ работает дополнительный консультационный центр по кредитным каникулам. Мы ежедневно принимаем сотни обращений от представителей среднего и малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан и физических лиц из числа наемных работников. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что кредиторы под разными предлогами продолжают отказывать гражданам в предоставлении кредитных каникул и навязывают собственные программы реструктуризации, которые никак не помогают, а лишь усугубляют положение заемщиков и увеличивают еще сильнее их закредитованность. Каждый случай индивидуален, но вместе с тем они все очень похожи», — отметила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
«Получая обратную связь от наших доверителей, мы приняли решение оптимизировать и автоматизировать весь процесс. Мы считаем, что приложение „ОНФ. Помощь“ позволит повысить результативность нашего центра и собрать необходимую статистику для наглядной иллюстрации существующих проблем», — добавила она.
Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» подчеркнула, что, несмотря на ограниченность рабочих ресурсов правозащитного центра данного проекта Народного фронта, его эксперты и активисты готовы помочь каждому, кто обратится, и будут стараться делать это оперативно.
Лазарева призвала граждан аккуратно фиксировать все формулировки отказов и сообщать о них в консультационный центр по кредитным каникулам через приложение «ОНФ. Помощь». Все такие обращения будут систематизированы и переданы в надзорные органы для реагирования и принятия дополнительных мер поддержки населения и предпринимателей.
Вместе с экспертами проекта «За права заемщиков» на обращение в «ОНФ. Помощь» отвечают юристы партнеров — Ассоциации юристов России, организаций «Патронус» и «Кредитный правозащитник».