Банк России предложил освободить ипотечных заемщиков от оплаты страховки и перенести обязательное страхование жизни и здоровья ипотечных клиентов на расходы банков. Такой механизм позволит искоренить практику скрытых манипуляций с конечной стоимостью ипотечного договора, повысит прозрачность и понятность его условий, считает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
«На наш взгляд, реализацию этой концепции необходимо распространить не только на ипотечные кредиты, но и на дорогие многолетние потребительские, как залоговые, так целевые и нецелевые. В перспективе это сократит количество претензий со стороны потребителей и в целом позволит повысить уровень ответственного поведения заемщиков», — отметила она.
По ее словам, действующий сейчас в связке с ипотечным кредитованием страховой механизм больше похож на «схематозу», чем на страхование. Крупнейшие ипотечные кредиторы имеют собственные дочерние страховые компании. Отсюда возникает практика навязывания страховых продуктов, непрозрачные условия договоров и другие недобросовестные практики. В ипотечный договор фактически «зашивается» скрытая ставка и дополнительные расходы потребителя.
«Регулятору в рамках поведенческого надзора и нам в нашей правозащитной работе все это достаточно сложно выявлять и доказывать. На практике кредиторы берут сразу всю сумму за страховку вперед, включают ее стоимость в тело кредита и на общую сумму начисляют проценты, потому что заставить страховаться заемщика каждый год трудно. Как правило, уже имеющиеся полисы сторонних страховщиков кредиторами не принимаются. В итоге потребитель страхует один и тот же риск несколько раз в разных компаниях и сильно переплачивает, а при наступлении страхового случая вынужден в буквальном смысле побороться за возмещение», — пояснила Лазарева.
Она уточнила, что механизм страхования при ипотечном кредитовании, предложенный Банком России, способен решить часть этих проблем. Если кредитор заинтересован в страховании залога, жизни и здоровья своего клиента, а выплаты в любом случае получает банк, то вполне логично, чтобы он сам страховал эти риски и сам выяснял отношения со страховщиком. Для потребителя главное — прозрачные и понятные условия договора. Многие заемщики даже при внимательном изучении подписанных документов самостоятельно не могут разобраться, почему в договоре одна сумма, а при собственных расчетах — другая.
«Еще одним плюсом в реализации этой концепции мы видим уменьшение стоимости кредита в первые годы его обслуживания. Теперь платеж за страховку будет разнесен по времени, а не взиматься сразу за весь срок обслуживания кредита. Эти условия способны повысить интерес к ипотечным продуктам, поскольку будут более комфортны и привлекательны для потребителей», — добавила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».