Госдума рассматривает законопроект, предусматривающий возможность удаленного урегулирования убытков по ДТП. Информационный проект «ОСАГО: Общественная экспертиза» разобрался, что ожидает автомобилистов в случае принятия данной инициативы.
По словам Алексея Изотова, депутата Госдумы и одного из авторов законопроекта, переход на цифровую платформу не будет означать исключения бумажных носителей из оборота. Использование электронной площадки позволит автомобилистам самостоятельно выбрать более комфортный формат подачи заявления на урегулирование убытков. Таким образом данная инициатива станут следующим шагом к цифровизации и развитию страхового рынка.
Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева также согласна с необходимостью и своевременностью внесенных изменений: «Концепция обсуждаемого законопроекта, на наш взгляд, вполне актуальна и соответствует требованиям времени. Сложный период, который мы все сейчас переживаем, показал, что происходит спешная диджитализация всех процессов. Вообще необходимость приходить лично и ожидать в очереди решения своего вопроса нужно максимально сокращать во всех сферах. Особенно остро это ощущается в отдаленных регионах. Для многих наших сограждан поездка в ближайшее отделение банка или страховой компании порой измеряется сотнями километров или часами лёта на вертолёте. Поэтому сопровождение урегулирования страхового случая электронным документооборотом с помощью портала Госуслуг значительно облегчит жизнь потребителю и повысит лояльность клиентов к рынку. Процедура станет более комфортной и прозрачной».
К сожалению, на данный момент, еще не во всех населенных пунктах и участках федеральных дорог присутствует стабильное интернет покрытие. Однако движение идет в сторону полного покрытия страны мобильным интернетом в ближайшие 5-10 лет. После чего данный законопроект позволит автомобилистам из всех регионов страны оперативно осуществлять связь со своим страховым агентом в случае ДТП. Но уже сразу после реализации проекта все автомобилисты смогут ощутить снижение стоимости всех полисов страхования, включая ОСАГО. По мнению экспертов причин для этого будет несколько.
«В целом для рынка данная инициатива — это повышение конкуренции. Законопроект позволит расширить географию присутствия страховых компаний на всю территорию страны, вследствие чего автомобилисты смогут выбрать наиболее выгодный полис. Создание еще более конкурентной среды и позволяет снизить стоимость тарифа», — пояснил Алексей Изотов.
Евгения Лазарева также не видит потенциала к удорожанию автогражданки: «Напротив, мы считаем, что инициатива позволит сокращать издержки и удешевит процесс. А значит он станет более выгодным как для рынка, так и для потребителя».
На первом этапе согласования законопроекта на обсуждение вынесли и возможный рост мошеннических схем при появлении электронной платформы. Авторы считают, что риск, в основном, связан с потенциальными цифровыми уязвимостями программы. Однако сейчас есть уверенность, что запустить защищенный удобный качественных сервис для потребителей вполне возможно. Такую точку зрения разделяет политолог, генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По его словам, опасность утечки информации присутствует, однако пандемия показала технологичные возможности преодоления данных вопросов. Дмитрий также предположил, что подобное нововведение поможет исключить некоторые виды мошенничества, например, продажу поддельных полисов ОСАГО.
В свою очередь Евгения Лазарева не уверена, что переход на электронную платформу позволит решить проблему мошенничества. «Мошенничество от видов носителя (бумажный или электронный) в страховании не особенно зависит. Мошенничество само по себе явление гибкое. Злоумышленники достаточно быстро подстраиваются под существующие обстоятельства. Даже сейчас, пока инициатива ещё не принята, преступники нарушают закон с помощью бумажных носителей. Поэтому сокращение количества мошенников зависит в большей степени от правоприменения и правоохраны, чем от появления отдельных норм», — считает Евгения.
Данный вопрос продолжат обсуждать в Госдуме. В данный момент точно неизвестно, когда автомобилисты смогут воспользоваться новой возможностью. Однако есть вероятность, что законопроект будет рассмотрен на одном из заседаний осенней сессии Госдумы. Но даже в случае принятия инициативы в этом году, внедрение новой электронной платформы займет некоторое время.
«Процесс перехода урегулирования в цифровой формат будет постепенным, как и в случае с другими инициативами. В законопроекте предусмотрено, что полностью электронное взаимодействие будет осуществляться только по новым договорам. Так что переход займет, как минимум, год с момента вступления закона в силу», — заключила Евгения Лазарева.