Одна из важнейших задач регулятора — обеспечить соблюдение прав граждан, поэтому логично было бы, чтобы именно Банк России на основе имеющихся у него компетенций и опыта в защите граждан от злоупотреблений и недобросовестных практик стал регулятором лизинговой отрасли, прокомментировала предложение передать регулирование лизинга из ЦБ в Минэкономразвития руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Госдума 22 января 2019 г. приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» (предложен правительством РФ), и с тех пор он остается без движения. Законопроект предусматривает наделение лизинговых компаний статусом некредитных финансовых организаций, которые попадают в сферу регулирования Банка России.
«Мы с глубоким уважением относимся к Минэкономразвития, однако считаем, что проблем граждан, лишившихся своего имущества после заключения сделок „возвратного лизинга“, такое наделение его полномочиями не решит. Банк России обладает необходимым опытом регулирования и соответствующей профильной службой, на наш взгляд, довольно эффективной, которая как раз и занимается защитой прав потребителей. Гражданин — всегда слабая сторона договора. За его плечами нет штата юристов, у него, как правило, нет необходимых знаний и опыта для отстаивания своей позиции в судебных спорах. Сейчас правоприменительная практика показывает, что в спорах по сделкам „возвратного лизинга“ суды всегда встают на сторону компании и люди лишаются своего имущества, оставаясь еще должны суммы, кратно превышаюшие стоимость этого имущества», — указала на актуальные проблемы регулирования лизинга Лазарева.
Она напомнила, что проект ОНФ «За права заемщиков» уже более полутора лет держит на контроле ситуацию с массовым нарушением прав потребителей, связанную со схемой «обратного лизинга». В 2019 г. на медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость» об этой ситуации проинформировали президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина, который поручил Генпрокуратуре при участии Росфинмониторинга и Банка России провести проверку законности договоров купли-продажи и лизинга между лизинговыми компаниями и гражданами, обязывающимися продать транспортное средство (предмет лизинга) лизингодателю (покупателю) и одновременно являющимися лизингополучателем в пределах одного лизингового правоотношения. Президент поручил при необходимости представить предложения по совершенствованию законодательства для повышения правовой защищенности граждан при заключении и исполнении таких договоров.
По итогам проверки Генпрокуратура выявила факты массовых нарушений прав граждан при реализации схем «обратного лизинга». Они касались как введения в заблуждение граждан при совершении сделки, так и сопутствующих нарушений законодательства о рекламе, о размещении информации и так далее.