У коллекторов появится площадка по купле-продаже долгов заемщиков друг у друга, что позволит взыскателям аккумулировать всю задолженность одного лица перед разными кредиторами. Предполагается, что это сократит затраты на коммуникацию с должниками и упростит взыскание долгов и их обслуживание за счет комплексного подхода к ситуации. Участники рынка осторожно относятся к новому сервису, отмечая, что потенциал есть, но требуются значительные доработки для обеспечения безопасности передаваемых данных.
Онлайн-аукцион Debex (основан в 2019 году, на этой площадке банки, микрофинансовые организации и профессиональные взыскатели выставляют на продажу долговые реестры) запускает сервис для коллекторов Debex Exchange, рассказали «Ъ» в компании. Он позволит в автоматическом режиме обмениваться долгами и аккумулировать все обязательства одного должника. Передача дел должников будет проходить через цессию (купля-продажа долгов). Информация на площадке будет представляться в зашифрованном виде, персональные данные заемщиков, как и ранее, будут храниться у коллекторов, подчеркнули в Debex.
Разработчики считают, что их продукт позволит коллекторам сделать разрозненный дефрагментированный портфель более однородным, чтобы сократить затраты на коммуникацию с должниками и повысить эффективность взыскания.
«Коллекторы пробовали обмениваться или продавать друг другу портфели и раньше, но это были единичные сделки ,— рассказывает гендиректор Debex Александр Данилов. — В рамках платформы коллекторам не придется договариваться друг с другом. Это было бы слишком сложно, особенно учитывая, что клиенты разбросаны по разным агентствам». Договариваться на площадке будут скоринг-системы, оценивая одного и того же клиента. Debex свяжет IT-платформы коллекторов в единую сеть, и они будут самостоятельно определять, какие обмены необходимы. Основная сложность реализации — разные IT-системы коллекторов и скоринг, признает господин Данилов.
Запустить сервис он обещает в ноябре, до конца года площадка будет работать в тестовом режиме.
Эксперты считают, что у нового сервиса есть потенциал. «Консолидация всего проблемного портфеля по должнику позволит понять его общий размер и подготовить наиболее результативную стратегию работы с активом, — считает руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора Deloitte Максим Налютин. — Также это позволит снизить затраты на работу с каждым отдельным должником, что приведет к повышению эффективности взыскания». По оценкам президента СРО НАПКА Эльмана Мехтиева, если обмен осуществляется равнозначными кейсами в штуках или рублях, при присоединении долга агентство увеличивает свою прибыль за счет роста конверсии примерно на треть.
Обмен клиентами между коллекторскими агентствами дает преимущества и взыскателям, и должникам, уверен управляющий директор «Первого коллекторского бюро» Павел Михмель. «Практически у 90% клиентов несколько долгов в работе нескольких агентств, — поясняет он. — При этом каждое агентство по отдельности пытается работать эффективно, в результате клиент может растеряться и выйти из графика вплоть до прекращения оплат». Когда долги одного клиента находятся в работе у одного кредитора, есть возможность предложить единый комфортный для него график по всем долгам, добавляет господин Михмель.
Но проект требует доработок. Безусловно, любому должнику будет комфортнее общаться с одним взыскателем по всем долгам, чем с несколькими по каждому, говорит эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Александра Пожарская. «Но возникают вопросы хранения и обработки персональных данных, соблюдения банковской тайны, — подчеркивает она. — Чтобы согласиться на обмен, взыскателю нужно выяснить персональные данные должника, размер долга, а также передать данные о долгах, которые есть в его портфеле и которые он готов обменять. Все эти сведения представляют серьезный интерес для злоумышленников». Гендиректор агентства ЭОС Антон Дмитраков подтверждает, что сервис нужно доработать с точки зрения обеспечения соблюдения требований 152-ФЗ и взаимодействия с БКИ.