Долги прилагаются

Дата публикации: 21.10.2021
Источник: Коммерсант

МФО омолаживают клиентскую базу с помощью мобильных сервисов

У микрофинансистов растет количество обращений через мобильные приложения. По оценкам экспертов, уже в 2022 году на них будет приходиться более трети всех заявок. Участники рынка отмечают, что приложения привлекают новую молодую аудиторию, а использующие их клиенты в среднем надежнее. Однако рост мобильности несет дополнительные риски как для потребителей, так и для самих МФО.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

По итогам января—сентября почти 24% заявок на микрозаймы было подано через мобильные приложения, следует из исследования МФК «Займер». Эксперты компании полагают, что в 2022 году таким способом будут подаваться более трети заявок. В 2018–2019 годах показатель не превышал 10%, говорится в исследовании.

Как пояснил гендиректор «Займера» Роман Макаров, мобильное приложение позволяет компаниям более эффективно удерживать постоянных качественных клиентов и сокращать маркетинговые расходы на работу с ними: мобильное приложение чаще скачивают проверенные заемщики.

Одновременно приложения позволяют привлекать новую более молодую аудиторию.

«Смартфоны есть почти у 100% потенциальных клиентов МФО»,— подчеркивает операционный директор ГК Eqvanta Сергей Весовщук. Аудитория, готовая «ногами приходить в офисы», будет постепенно вымываться, уверен топ-менеджер. Такая ситуация приведет к уходу с рынка игроков с моделью работы исключительно в офлайне, соглашается управляющий директор компании «Лайм-Займ» Олеся Киселева.

По данным «Юником24», 80% пользователей мобильных приложений МФО — заемщики моложе 40 лет. 70% клиентов в данной возрастной категории готовы оформлять займы через приложения. В категории старше 40 лет этот показатель уже не превышает 45%, в категории старше 55 лет — 20%.

Многие компании наблюдают улучшение собираемости долгов после запуска приложений, подчеркивает председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. Около 40% заемщиков, нарушивших условия выплаты на один-пять дней, называют причиной просрочки именно свою забывчивость, приводят данные в «Займере». В этих случаях такой инструмент, как автоматическое push-уведомление, может быть эффективен, говорит господин Мехтиев.

Мобильное приложение имеет конкретную связь с заемщиком, что значительно снижает для компании риски, поэтому процент одобрения заявок здесь выше, чем даже на сайте, добавляет председатель совета директоров группы «Финбридж» Леонид Корнилов.

Кроме того, если клиент устанавливает приложение, компании доступно больше информации, которую можно использовать для скоринга, отмечает руководитель направления клиентских сервисов МФК «МигКредит» Анастасия Буянова.

Однако у мобильного приложения есть себестоимость. Бюджет на разработку хорошего продукта может составить около 20 млн руб., поддержка в среднем обойдется в 3–3,5 млн руб. в год, поясняет Леонид Корнилов. По словам основателя «Юником24» Юрия Кудрякова, пока мобильные приложения есть лишь у четверти компаний сегмента. В перспективе количество будет расти, уверены собеседники “Ъ”.

Однако тенденция увеличения количества выдаваемых дистанционно займов несет риски как для потребителей, так и для самих МФО, предостерегает руководитель проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Евгения Лазарева. В частности, возможно недобросовестное использование данных потребителей, подчеркивает она: приложение или ресурс МФО может собирать данные, ненужные для оформления продуктов, но актуальные, например, для рекламы и маркетинга. Возрастает и риск утечек данных потребителей через ошибки программного обеспечения МФО. В стремлении зайти на растущий рынок многие МФО платят за разработку мобильных приложений, отмечает госпожа Лазарева, но, «не понимая специфику рынка, разработчики сдают продукт с уязвимостями, которыми с удовольствием пользуются мошенники».

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Сообщить о мошенниках

      Если вы столкнулись с подозрительной финансовой схемой, стали жертвой телефонного или интернет-мошенничества – сообщите нам. Мы проверим ваш сигнал и передадим информацию в надзорные органы.










      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста