Развод по-крупному: жители Ленобласти в нерабочие дни стали чаще верить лжевнучкам и кибермошенникам

Дата публикации: 05.11.2021
Источник: Online47.ru

В период нерабочих дней злоумышленники активизировались: они используют и проверенные схемы мошенничества, и новые.

Желание удивляться доверчивости пожилых людей, которые становятся жертвами мошенников пропадает в тот момент, когда самого обводят вокруг пальца. В век цифровых технологий и большого количества информации – аферисты применяют различные схемы, на которые могут попасться даже молодые люди.

Online47 узнал, кто чаще всего становится мишенью мошенников, как жителям Ленинградской области не стать жертвой аферистов, и куда обращаться в том случае, если всё-таки доверились.

Кто во что горазд

На просторах Сети информации о жертвах мошенников достаточно – мелкие исполнители представляются и банковскими сотрудниками, и правоохранительными органами, и врачами, и даже дезинфекторами. В общем, кто больше выдумку проявил. В нерабочие дни, например, людям стали приходить рассылки о «выплатах» – на почту и в мессенджеры.

В Ленобласти за первую половину нерабочих дней мошенникам удалось обмануть почти с десяток жителей. Но по старым схемам. Так, жительница Рощино перевела на «безопасный» счёт средства, пообщавшись с лжесотрудником банка, а в Новом Девяткино женщина, опубликовав объявление о продаже недвижимости, перевела некому «покупателю» 40 тысяч рублей. В полицию Гатчины обратилась 87-летняя бабушка, чья лжевнучка убедила отправить 50 тысяч рублей за попадание в ДТП.

Порой суммы, которые отправляют мошенникам исчисляются не тысячами, а сотнями тысяч и даже миллионами. В нерабочие дни житель посёлка имени Свердлова перевёл лжесотруднику банка 1,8 миллионов рублей, после того, как голос в трубке заботливо предупредил, что на имя мужчины кто-то хочет оформить кредит.

Как пояснили Online47 в пресс-службе прокуратуры по Ленинградской области, рост числа телефонных и интернет-мошенничеств вырос за последние годы более чем в четыре раза: с 1742 по итогам 2018 года до 7402 к концу 2020.

«По результатам девяти месяцев 2021 года число зарегистрированных преступлений данной категории составляло 5744, что на 1100 или на 24% больше аналогичного прошлогоднего показателя. Из числа зарегистрированных 3758 случаев или 65% относятся к категории тяжких и особо тяжких», – добавили в ведомстве.

Наиболее часто жертвами мошенников становятся люди пожилого возраста – в Ленобласти каждый шестой случай кибермошенничества связан с людьми преклонного возраста. Впрочем, попадаются на уловки аферистов и молодые люди, но уже всё-таки в Сети: не там ввели пароль, не там оплатили товар.

Мошенники часто создают поддельные (фишинговые) сайты, которые замаскированы под официальные ресурсы компаний. С их помощью они собирают все доступные данные – от реквизитов карт до логинов и паролей.

На настоящем сайте того же банка доступно безопасное соединение по зашифрованному протоколу связи (https://). Замочек в строке ссылки при наведении на него курсором покажет «соединение защищено». Кроме того, сейчас в поисковиках рядом с проверенными страницами стоит специальный значок в виде галочки. Но лучше несколько раз проверить правильно ли указана и сама ссылка на сайт: сыграть роль может одна пропущенная буква или цифра.

Как цифровые сервисы аферистов ловить помогают

Как отмечают в пресс-службе областной прокуратуры, в регионах увеличилось число раскрытых телефонных и интернет-преступлений. Реализуется комплекс дополнительных мероприятий, в том числе – повышение информированности населения.

Например, в этом году в России даже запустили специальный ресурс для борьбы с мошенниками. Называется он «Мошеловка». Эксперты проекта ОНФ «За права заёмщиков» вместе с волонтёрами не только предупреждают людей об аферистах, но и обрабатывают поступающие от граждан обращения, передавая в Центробанк, МВД, прокуратуру и другие профильные надзорные ведомства.

Благодаря общим усилиям разных структур люди стали гораздо меньше верить мошенникам, которые представляются службой безопасности крупных российских банков и звонят с «левых» номеров. Но злоумышленники быстро приспосабливаются: пользуются технологией подмены телефона посредством IP-телефонии. И лучше бы не говорить вместо «алло» такое простое «да».

«Нужны ответственность за злонамеренное использование технологий подмены номеров и привлечение операторов связи к борьбе с этим явлением», — отметила руководитель проекта Евгения Лазарева.

Общественники уже направили министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций письмо с предложениями: обязать операторов связи бесплатно предупреждать абонентов о подозрительных звонках и блокировать эти звонки без санкции суда, а также ввести уголовную ответственность за использование подменных номеров.

Как защитить себя и близких от мошенников

Зачастую аферисты используют стандартный пакет приёмов. Например, если звонит лжесотрудник банка, то часто людей запугивают потерей средств, а потом заводят разговор о переводе денег на другой счёт, просят сообщить реквизиты карты, продиктовать одноразовый код из SMS, установить дополнительное приложение. Ничего из вышеперечисленного настоящие банковские сотрудники делать не будут.

В случае, если мошенники смогли убедить перевести деньги, то следует:

обратиться в банк и заблокировать счет;

потребовать отменить транзакцию в банке немедленно: некоторые платежи можно успеть вернуть;

попросить от банка провести чарджбек (оспаривание платежа, с которым вы не согласны);

обратиться в полицию с заявлением и требованием возбудить уголовное дело;

если в возбуждении дела полиция отказала, можно это оспорить в прокуратуре или суде.

Жители Ленинградской области могут обратиться в полицию не только по телефону 02 или 112, но и оставить сообщение о действиях мошенников по телефону горячей линии МВД 8-800-222-74-47.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста