Реклама микрофинансовых организаций может измениться

Дата публикации: 22.12.2022
Источник: Российская газета

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) предлагает минэкономразвития внести изменения в законодательство о рекламе и обязать микрофинансовые организации (МФО) публиковать информацию о персональном банкротстве, давать ссылку на ресурсы помощи закредитованным гражданам в рекламе своих микрозаймов. Такая практика уже применяется в некоторых странах.

Президент Владимир Путин в начале декабря поручил правительству и ЦБ до 1 июня 2023 года упростить внесудебное банкротство физлиц. «Внесудебное банкротство подходит только просуженным должникам — то есть тем, в отношении которых процедура исполнительного производства уже завершилась. Эти люди сначала должны пройти довольно долгий путь судебных тяжб. Как следствие, к внесудебному банкротству мало кто прибегает», — сказал «Российской газете» председатель правления КонфОП Дмитрий Янин, отметив, что анонсированные меры президента — своевременные.

По его словам, с января по сентябрь этого года было возбуждено 4710 таких банкротных дел. Всего с момента появления внесудебного банкротства с сентября 2020 года им воспользовалось только 12 тысяч человек. «Для того чтобы сделать судебное банкротство более доступным, предлагаем отменить платные газетные публикации о банкротстве, которые в настоящее время являются обязательными для должника», — добавил он.

Также, по мнению Янина, необходимо подключить к работе, кроме арбитражных управляющих, специалистов, которые будут бесплатно помогать заемщикам заполнять формы, необходимые для подачи заявления в суд. Например, нотариусов.

Вместе с тем правозащитники предлагают создать специальную структуру, которая получит полномочия для подготовки таких заявлений — это может быть, например, институт финансового омбудсмена. Среди предложений есть и идея разработать и внедрить бесплатное приложение для помощи потенциальным банкротам, например, по аналогии с американским TurboTax of bankruptcy. При этом предлагается усилить контроль за работой так называемых раздолжнителей, юридических фирм, которые обещают списать долги или помочь обанкротиться, а на самом деле заняты сбором денег с отчаявшихся заемщиков.

«Банкротство — это крайняя мера, единственный шанс для людей, которые не могут вернуть долги. Нельзя лишать их возможности начать финансовую жизнь с чистого листа. Пока из-за высокой стоимости банкротства получается, что заемщики не могут получить доступ к праву, которое им гарантировано законом», — подчеркнул Янин.

Банкротство — аварийный выход при сложностях, но эта процедура должна оставаться крайней мерой

Эксперт проекта Народного фронта «За права заёмщиков» Михаил Алексеев согласился с необходимостью отменить платные газетные публикации. «Никакой пользы ни должнику, ни кредитору от этого требования нет. За последние пять лет никто так и не смог объяснить, для чего эти публикации нужны, если существует Федресурс, где также публикуются сведения о банкротах», — указал он.

Однако, по его мнению, идея обязать МФО публиковать информацию о банкротстве в своих рекламных объявлениях вряд ли будет эффективной. Потребитель с психологической точки зрения уверен в своих силах и концентрируется лишь на выгодности предложения. При этом дополнительные требования к МФО приведут к еще большим тратам на полиграфию и оповещения, на изменения в рекламных конструкциях, а это, несомненно, отразится на стоимости продукта и ляжет на плечи клиентов, считает Алексеев.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста