Проект Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» составил рейтинг самых распространенных видов мошенничества, жертвами которых становятся пожилые люди. Мы знакомим вас со списком преступных уловок по убыванию их популярности.

Фото: pixabay.com
1. Мошенничество с легендами о специалистах службы безопасности банка, правоохранительных органов и других официальных структур. Эту схему преступники использую чаще всего. Они выманивают у пенсионеров персональные данные и получают доступ к их счетам.
2. Легенды о неприятностях родных и близких, за которых срочно нужно заплатить. Количество жертв таких уловок вот уже несколько лет продолжает держаться на значительном уровне. Лидерство ей, судя по всему, обеспечивают манипуляции с чувствами и эмоциями людей.
3. Обещания инвестиционного дохода в различных кооперативах и на бирже. Чаще всего здесь пожилым людям предлагают баснословные проценты от вложений, которые обеспечить не реально или крайне сложно.
4. Предложения пересчета размера пенсий и других выплат от государства.
5. Продажа лекарств, предметов обихода, медицинских услуг, газоанализаторов и приборов учета потребления воды.
«Особо опасными нужно также считать довольно распространенные схемы, позволяющие отнять недвижимость, подчеркнула руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева. – Пока таких случаев в масштабах страны относительно немного, но с каждым днем появляется все больше печальных историй об отъеме жилья у пенсионеров «черными риелторами» или с помощью схем «обратного выкупа» жилья после обращения за заемными средствами к нелегальным кредиторам, и с этим тоже необходимо бороться».
Опыт работы специалистов ОНФ с обращениями людей старшего поколения показывает, что, несмотря на переориентацию злоумышленников на трудоспособное население и молодежь, пожилые люди все-таки нуждаются в более серьезной защите. Они более уязвимы в силу своей доверчивости, формирования их убеждений и представлений в другом совсем государстве и реалиях.
Больше года Народный фронт ведет дискуссию с Банком России и участниками рынка о необходимости законодательно закрепить добровольный отказ потребителей финансовых услуг от неиспользуемых сервисов пластика. Например, онлайн-переводов или возможности расплатиться в интернете. Регулятор предложил более широкое развитие этой идеи: он намерен обязать банки по желанию клиента ограничить ему ряд операций по всем счетам для защиты от мошенников.
«Это просто расширение предложенного нами инструмента, уточнила Евгения Лазарева. — Мы считаем, что такая опция даст клиенту банка дополнительные возможности защиты своих прав в случае мошеннической атаки. То есть если такой запрет будет оформлен, то злоумышленникам будет недоступно списание средств со счетов с помощью персональных данных клиента банка, кодов из смс или использования удаленного доступа к приложению банка. А если списание все-таки произойдет, возмещение всех потерь гражданина будет ложиться на банк, допустивший хищение средств».