ЦБ: обнаружена новая схема с использованием фейкового приложения Банка России
© РИА Новости / Виталий Белоусов
Мошенники стали обманывать россиян под предлогом обновления пятитысячной купюры: злоумышленники либо обзванивают потенциальных жертв и предлагают установить приложение якобы для проверки банкноты, либо вовсе обходят людей под видом социальных работников, сообщил Банк России.
«Банк России выявил новую схему обмана, которую в последние месяцы начали использовать злоумышленники. Они стали спекулировать на обновлении банкноты номиналом 5000 рублей», — говорится в сообщении.
По информации регулятора, аферисты пользуются несколькими уловками. В первом случае они звонят гражданам и сообщают, что необходимо проверить подлинность наличных денег, в том числе новых купюр по 5000 рублей. Для этого злоумышленники предлагают человеку установить на мобильном телефоне специальное приложение — «Банкноты Банка России».
«Однако они дают ссылку на фальшивое приложение, визуально похожее на официальное. После установки такого приложения мошенники получают удаленный доступ к телефону жертвы и, соответственно, к банковским приложениям и счетам. Таким образом они похищают у человека деньги со всех счетов», — поясняет ЦБ.
«Взлом» «Госуслуг»
В конце ноября сообщалось, что мошенники стали рассылать россиянам в популярных мессенджерах сообщения о том, что их аккаунт на «Госуслугах» якобы взломан. В этом убедился корреспондент РИА Новости и подтвердила эксперт платформы Народного фронта «Мошеловка» Александра Пожарская, которая отметила, что с помощью этой схемы мошенники могут оформить на жертву кредит или заблокировать ее устройство, чтобы потребовать выкуп за разблокировку.
«Те, кто, к сожалению, поддается на эту уловку и связывается со злоумышленниками или отвечает на звонок с указанного номера, либо сами сообщают данные от аккаунта «для проверки и восстановления доступа», либо получают ссылку на скачивание вредоносного программного обеспечения, предоставляющего удаленный доступ к устройству жертвы и его личному кабинету», — рассказала эксперт.
По ее словам, цели злоумышленников, использующих эту схему, могут быть разные: кто-то таким образом собирает логины, пароли, сведения о картах, которые пользователь вводил в браузере, и сведения о документах, указанных в личном кабинете «Госуслуг».
Схема со звонком от «сотового оператора»
Мошенники вновь пустили в ход старую схему обмана россиян — они звонят потенциальным жертвам под видом представителей сотовых операторов и утверждают, что на их телефонный номер была подана заявка на смену оператора, сообщили ранее РИА Новости в «Билайне«.
«Злоумышленники звонят потенциальным жертвам под видом представителей сотовых операторов и утверждают, что на их телефонный номер была подана заявка на смену оператора. Когда жертва отвечает, что не оставляла подобных заявок, мошенники предлагают «для обеспечения безопасности номера» сменить пароль в личном кабинете», — рассказали в компании.
После этого жертве приходит SMS с кодом сброса пароля с официального номера оператора, который мошенники просят продиктовать. «Таким образом злоумышленники пытаются получить доступ к номеру жертвы, чтобы иметь возможность входа в личные кабинеты банков, «Госуслуг» и других сервисов», — пояснили в компании.