Что делать, если кредит стал угрозой
Валентина Ивановна обратилась в НКК с просьбой: помогите разобраться с коллекторами. Дочь пенсионерки, прописанная по адресу матери, задолжала банку небольшую сумму. Теперь неизвестные одолевают звонками и угрозами не только пожилую женщину, но и ее соседей по подъезду.
Должок!
Звонки Валентине Ивановне начали поступать три месяца назад. Звонивший, как правило, не представлялся, сообщал о том, что необходимо вернуть долг, иначе последуют визиты и опись имущества.
– Мне дочь пояснила, что взяла небольшой кредит в банке и не смогла его вернуть. Из-за пандемии коронавируса потеряла работу, с деньгами плохо, в реструктуризации ей отказали, – рассказывает пенсионерка. – Обещала: как появятся деньги, обязательно вернет. Но долг вырос практически в два раза, а наше материальное положение не улучшилось.
Дочь прописана в квартире Валентины Ивановны, потому и атакуют коллекторы пенсионерку. Сначала просто звонили, а когда она перестала отвечать, начали обзванивать соседей по подъезду.
– Мужчина, позвонивший мне, не представился, а сразу начал выяснять, проживаю ли я по своему адресу, – поясняет соседка Валентины Ивановны Елизавета. – Когда я попросила его назвать себя, ответил – служба безопасности банка. Он сообщил мне о долге соседки и рекомендовал сходить к ней и убедить вернуть деньги. Иначе на следующий день у них произойдет опись имущества.
Интересно, что номеров телефонов своих соседей Валентина Ивановна не знает. Дочь не могла указать их контактов в кредитном договоре. Где их взяли коллекторы – вопрос.
Через месяц после телефонной атаки подъезд и дверь в квартиру «должницы» были расписаны корявыми надписями черным маркером: «Долг», «должник».
Бабушка напугана действиями неизвестных, уже опасается открывать двери. Ни в полицию, ни в службу судебных приставов обращаться не стала, просто вымыла двери и стены – уничтожила надписи, чтобы не смущали соседей. Теперь каждый день ждет новых атак коллекторов.
Еще один заемщик того же банка Дмитрий рассказал НКК, как его донимают СМС-сообщениями якобы сотрудники финансовой организации.
– Да, я задолжал банку, но когда появляются деньги, частями отдаю долг, – говорит мужчина. – А тут мне начали приходить СМС-сообщения: «Завтра оставайтесь дома, к вам приедет сотрудник банка для урегулирования вопросов по долговым обязательствам». Я весь день просидел в квартире, никто не приехал. А на следующий день пришло новое сообщение: «Дома вас не застали, будем принимать другие меры воздействия».
Как сообщили нам в пресс-службе банка, в котором брали кредиты наши респонденты, служба безопасности у них действительно существует, но такие методы для нее неприемлемы. Скорее всего, это коллекторские агентства (а банки могут перепродавать им долги клиентов). Причем действуют они, грубо нарушая закон.
У заемщика есть права
Коллекторские агентства активизировались 10 лет назад. При этом правового регулирования их деятельности не существовало. Так что действовали они теми методами, которые сами выдумывали: запугивали должников физической расправой, оказывали психологическое давление на них и их родных, портили имущество.
В 2016 году разнузданность коллекторов достигла своего пика, и Госдума приняла закон, по которому заемщик вправе отказаться от общения с выбивателями долгов, а самим коллекторам запрещено слишком часто надоедать «клиенту» звонками, СМС-сообщениями, письмами или визитами, а уж тем более портить его имущество и угрожать.
– Проблема нарушения прав заемщиков коллекторами в Красноярске остро стояла четыре года назад, – подтверждает юрист, эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Марина Кондратюк. – Тогда люди приходили к нам со слезами на глазах: им бросали в окна предметы, звонили, писали. Вновь коллекторы активизировались летом 2020 года. В это время начались неплатежи из-за тяжелой экономической ситуации.
Проект «За права заемщиков» направлен на защиту тех, кто пострадал от действий кредитных организаций. Обратиться со своей проблемой можно на сайте zapravazaemschikov.ru. И эксперты в регионе помогут разобраться с вашим вопросом.
– Одна из последних жалоб: должнику в почтовый ящик бросали письма с угрозами, – рассказывает Марина Кондратюк. – После нашего обращения в соответствующие органы коллекторы перестали донимать заемщика.
Молчать не нужно
В настоящее время действия коллекторов контролирует служба судебных приставов. По каждому сообщению от должника здесь проводится проверка. Выявляется факт нарушения со стороны представителя кредитора – дело передают в суд, и коллектор несет наказание по всей строгости закона.
Как отмечают в ГУФССП России по Красноярскому краю, за 10 месяцев этого года к ним поступило меньше обращений от должников, пострадавших от незаконных действий кредитных организаций: 674 (за 10 месяцев 2019 года – 942). По результатам проверок в этом году судебные приставы составили 122 административных протокола (в 2019 году – 60). То есть коллекторы вдвое чаще преступают закон!
Так, в службу судебных приставов обратился красноярец, который взял кредит в микрофинансовой организации, но не смог рассчитаться вовремя. Ему стали поступать звонки от лиц, которые не называли себя и в грубой форме просили побыстрее вернуть долг.
Сотрудникам ГУФССП мужчина представил копию кредитного договора, детализацию звонков, а также запись телефонных разговоров, благодаря которой судебным приставам удалось установить, что угрозы шли именно от организации, где был взят кредит. В результате юридическое лицо оштрафовано на 20 тысяч рублей.
Подобный случай произошел с должницей, также не сумевшей рассчитаться за кредит. Женщине звонили неизвестные и угрожали сообщить о долге работодателю. Коллекторов оштрафовали на 60 тысяч рублей.
Коллекторы донимали даже женщину, не имевшую финансовых обязательств. Неизвестные оставили ей уведомление о необходимости погасить долг не известного ей мужчины, а на входной двери квартиры написали краской «долг».
Женщина обратилась в службу судебных приставов. Нарушитель закона установлен и привлечен не только за «незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности», но и за «мелкое хулиганство».
Если вас донимают коллекторы, главное – не молчать, обращаться к судебным приставам.
Если коллекторы нарушают ваши права, следует обратиться к судебным приставам по телефонам 222-00-21, 222-00-30, 222-00-54 или направить информацию на электронный адрес mail@r24.fssp.gov.ru. При обращении необходимо сообщить данные, подтверждающие незаконную деятельность коллекторов: это могут быть СМС-сообщения, письма, фотографии, аудио– и видеозаписи.
Какие действия по возврату денег запрещены
– Угрожать, включая психологическое давление и физическое насилие;
– Наносить вред имуществу должника и угрожать этим;
– Использовать методы по взысканию долга, которые могут причинить вред здоровью или жизни гражданина;
– Обманывать должника о величине задолженности, начисленных штрафах и пени;
– Распространять сведения о должнике, его долге, персональные данные;
– Взаимодействовать с неплательщиком с 22 часов до 8 утра;
– Звонить с номеров, которые зарегистрированы на других лиц или организации, или со скрытых номеров. Коллекторы могут звонить только с номеров, зарегистрированных на компанию, в которой они работают;
– Встречаться чаще одного раза в неделю, звонить чаще одного раза в будний день, двух раз в неделю и восемь раз в месяц. Отправлять СМС более четырех штук в неделю, 16 штук в месяц;
– Принимать наличные деньги от должников. Просрочка возвращается либо на счет банка, либо на счет коллекторского агентства, если долг выкуплен;
– Назначать проценты и штрафы без документального подтверждения;
– Пытаться продавать имущество путем обмана, ареста, склонения к невыгодным сделкам.