Запрет на онлайн-платежи: как это поможет в борьбе с мошенниками

Дата публикации: 12.07.2022
Источник: РБК

Банки обяжут по требованию клиента устанавливать запрет на онлайн-операции или ограничивать их параметры: устанавливать максимальную сумму одной операции или лимит на определенный период времени

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

С 1 октября клиенты банков смогут сами устанавливать запрет на онлайн-операции или ограничивать их параметры — максимальную сумму для одной транзакции или лимит на определенный период времени, следует из заявления Центробанка. Банки будут обязаны бесплатно оказывать такие услуги всем клиентам. Отменить запрет или изменить параметры онлайн-операций можно будет в любое время.

Многие инициативы, предлагаемые и поддерживаемые регулятором, направлены на защиту граждан от мошенников, отметили в Центробанке. Это и обязательство банков возвращать украденные у клиентов деньги, если перевод был осуществлен на счет из базы ЦБ о подозрительных адресатах или возможное введение двухдневного «периода охлаждения», в течение которого разрешается отозвать перевод на счет из этой базы.

Возможность установить запрет по требованию клиента на онлайн-операции или ограничение их параметров особенно актуальна для людей, которые наиболее доверчивы и подвержены влиянию кибермошенников, например, для граждан пожилого возраста, полагает регулятор.

Антон Канунников, эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» в Новосибирской области, уверен, что новый механизм существенно снизит количество пострадавших от действий кибермошенников. Он отмечает, что такие механизмы — это нужные системные методы для решения социальных задач в условиях, когда ставка на быстрый рост финансовой грамотности населения не сработала.

«Снятие самозапрета будет проходить не в онлайне, а в течение 2 рабочих дней, — констатирует эксперт. — Этот период на практике соответствует сроку осознания жертвой мошеннических действий — отрезвление, что человек совершил ошибку, поддавшись на уговоры преступников. В течение этого времени человек может поделиться со своими близкими ситуацией и получить ценные рекомендации. Особенно это актуально для граждан пенсионного возраста».

Канунников признает, что подобный запрет не удобен, когда клиент банка захочет действительно перевести деньги знакомому или оплатить настоящую покупку. Нужно будет сначала снять запрет, а потом уже провести операцию, что может сказаться на объёмах безналичных платежей.

В банке «Открытие» рассказали, что уже реализовали возможность клиенту самостоятельно через мобильный/интернет банк или посредством звонка в call-центр устанавливать ограничения или запреты на ряд операций: общий лимит расходов по карте в день или месяц, запрет расходных операций по карте, снятие наличных. «Такой подход затрудняет реализацию мошеннических схем с выводом средств со счетов клиентов, но в большей степени возможность осуществления операций без согласия все-таки зависит от благоразумия клиентов и степени их подверженности методам социальной инженерии, — полагают в «Открытии». — Технологии «умного скоринга» существуют параллельно с ограничениями и являются дополнительным оценивающим фактором риска для проводимых клиентами операций. Исключать их было бы неосмотрительно, поскольку клиенты, настраивая для себя ограничения, не могут правильно оценить схемы и направления мошеннических атак в отношении себя».

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста