Эксперты проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» ответили на вопросы, касающиеся защиты прав потребителей финансовых услуг, на официальных страницах проекта. Это уже вторая юридическая онлайн-консультация, организованная проектом. По словам активистов, формат юридических онлайн-консультаций очень востребован у аудитории проекта в соцсетях.
«Через Facebook и ВКонтакте к нам поступали самые разные вопросы от наших подписчиков, — рассказала эксперт проекта, юрист и кредитный правозащитник Елена Фасахова. — В этот раз мы сделали акцент на вопросах, которые пришли в личные сообщения проекту и через форму обратной связи на сайте. Мы решили отвечать на такие вопросы без указания их авторов, чтобы соблюсти конфиденциальность, но при этом рассказать, как правильно отстаивать свои права, и другим подписчикам, у которых, возможно, существует та же проблема».
Вот один из типичных вопросов: «Может ли банк пересмотреть процент по выданному кредиту в сторону увеличения, если заемщик отказывается от „добровольного“ страхования после выдачи кредита?». По словам эксперта, этот вопрос ярко иллюстрирует известную проблему: большинство потребителей финансовых услуг невнимательно изучают условия кредитного договора в момент подписания кредитной сделки. Разница между процентными ставками является разумной и не свидетельствует о какой-либо дискриминации. О праве банка на увеличение процентной ставки заемщик был уведомлен изначально при заключении кредитного договора, но, вероятно, просто не придавал этому значения.
Проект «За права заемщиков» с 2015 г. реализует программу финансового просвещения «Кредитный фарватер», и, по оценкам ее экспертов, значительная часть проблемных ситуаций, в которые попадают заемщики, является результатом низкого уровня их финансовой грамотности и правовой нигилизм.
Вот, например, еще один из вопросов, демонстрирующий, что многие не знают о вступившем в силу 15 июля этого года законе, усиливающем ответственность страховщиков за нарушения при продаже полиса ОСАГО: «Страховая компания неоднократно отказалась продать полис (при обращении в разные офисы компании). Причины различные: либо надо заключить обязательно договор страхования жизни, либо купить акции для внеочередного обслуживания (то есть навязывание дополнительных услуг), либо отсутствуют бланки, которые доставляет курьер. Что в этой ситуации можно сделать? Как уже все-таки получить полис?».
В ответ на этот вопрос юристы проекта рекомендовали фиксировать нарушения, предъявлять письменные претензии страховщику и обращаться с жалобами в надзорные органы. А если автовладелец сомневается в том, сможет ли он правильно оформить и направить свои претензии и жалобы, то эксперты предложили воспользоваться памяткой, которую подготовили активисты проекта специально для таких случаев: смотреть в PDF.
Были и вопросы, касающиеся мошенников и вымогателей: «Вчера в соцсети ВКонтакте мне и моим родственникам стали поступать угрозы по поводу какого-то долга. Выяснилось позже, что кредит взяла одна из наших родственниц по Интернету в МФО „Домашние деньги“. По ее словам, она оплачивает еженедельно, но сумма долга растет в геометрической прогрессии. Скорее всего, страница, с которой сыплются угрозы, — фейковая. Но нам уже не по себе, т.к., возможно, это только начало. Прошу вас, помогите разобраться или подскажите, что нужно делать?». Эксперты посоветовали обратившейся сделать принт-скрины угроз и страницы их отправителя и приложить эти изображения к жалобе в адрес администрации сети, Роскомнадзора и МВД.
Консультирование потребителей финансовых услуг в соцсетях показало, что многие не знают, в какие инстанции необходимо обращаться в подобных ситуациях, не осведомлены о существовании правовых норм, регулирующих установленный законом порядок защиты нарушенных прав. Спорные случаи эксперты ОНФ готовы взять под личный контроль, по ним будет проведен подробный анализ и подготовлены правовые заключения.
«Для того чтобы уменьшить число проблем, возникающих у потребителей финансовых услуг, необходим комплексный подход: финансово-правовое просвещение граждан должно быть дополнено механизмом защиты прав заемщиков в форме „единого окна“ для приема и обработки жалоб потребителей, — резюмировала Елена Фасахова. — Пока же мы со своей стороны намерены продолжать онлайн-консультации, и в рамках проекта уже идет обсуждение того, чтобы развивать опыт проекта. Возможно, в скором будущем мы станем проводить консультации в формате вебинаров и видеочатов».
Чтобы получить подробную бесплатную юридическую консультацию от проекта «За права заемщиков», необходимо быть подписчиком официальных страниц проекта в социальных сетях ВКонтакте и/или Facebook и задать свой вопрос под специальным постом либо изложить его в личном сообщении проекту непосредственно на странице.